МАТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ
Бузин Андрей Юрьевич, Российский университет Дружбы Народов, г. Москва
Содержание общеобразовательного курса компьютерных технологий претерпело за последние 20 лет коренные изменения. Принципиально изменился язык (в широком понятии этого слова) общения с компьютером. За последние 3-5 лет стало ясно, что обучение компьютерным технологиям - это в первую очередь обучение стандартам современных операционных систем с их оконным интерфейсом, обучение умению использовать универсальные и специализированные пакеты. Старый подход к компьютерным технологиям, заключавшийся в изучении языков программирования как символьных синтаксических конструкций, закономерно уходит в прошлое.
Тем не менее, классические языки программирования (ныне это Паскаль и С) прочно занимают место среди учебных дисциплин в российской высшей технической школе. Несомненно, что изучение этих языков, а также теории трансляторов, необходимо для будущих системных программистов, однако необходимость их изучения остальными студентами сомнительна. Реальной причиной такого положения, с нашей точки зрения, является некоторая инертность системы российского образования. Часто в качестве аргумента приводится тот факт, что универсальных средств для компьютерного эксперимента с математическими моделями не существует: все пакеты в той или иной степени специализированы.
Хорошей альтернативой в такой ситуации является применение системы программирования, сочетающей качества универсальных языков программирования и интерактивных прикладных пакетов. Такой системой является современный АПЛ.
Следующие черты современного АПЛ определяют его эффективность:
Современный АПЛ позволяет преподавателю осуществлять компьютерный практикум по различным учебным курсам существенно эффективнее, чем классические языки программирования. Опыт преподавания таких дисциплин как вычислительные методы, математическое моделирование, математическая экономика подтверждает этот вывод. АПЛ также позволяет быстро создавать обучающие программы, требующие постоянной модификации.