ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Дробышев Юрий Александрович, Ерлыченко Сергей Николаевич, Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского,
г. Калуга


Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий, методов и средств информатики для реализации развивающего обучения, повышения его качества путем применения компьютеров.

Развивающее обучение предполагает решение образовательной задачи, направленной на формирование у учащихся логического мышления и мыслительных операций.

Для ее решения на физико-математическом факультете КГПУ разработана компьютерная среда, позволяющая обучать школьников решению логических задач табличным методом, а также предоставляющая учителю возможность создавать обучающие и контролирующие серии задач.

Она написана под среду Windows 95 с помощью пакета визуального проектирования программ Formula Graphics Multimedia System (release 31/03/98), что позволяет воспользоваться широким кругом возможностей (картинки, мультипликация, звук и т.д.) и легкостью их реализации.

Программа имеет две явные (доступные всем) и три неявные функции (доступные учителю). Первые две функции направлены на ознакомление с табличным методом решения логических задач с полным пошаговым объяснением и формулировку алгоритма их решения. В дальнейшем на основе теории поэтапного формирования умственных действий ученики отрабатывают отдельные шаги алгоритма (по тексту задач выделяют элементы множеств, о которых идет речь в задачах, составляют таблицу, на основе анализа отдельных условий задачи заполняют таблицу и т.п.)

Неявные функции программы позволяют учителю получить сведения о структуре программе, ее возможностях, механизме работы с ней, установить параметры программы, редактировать задачи-таблицы, создавать задачи, редактировать подсказки, создавать серии задач, рассчитанных на конкретного ученика.

В программе предусмотрена возможность того, чтобы дети могли проявить свои творческие способности и на последних этапах обучения сами создавали логические задачи.

Программа апробирована при работе со школьниками города Калуги.

В докладе предполагается более подробно изложить возможности программы и продемонстрировать ее работу.