КОМПЬЮТЕРНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ СТОРОНЫ В РАЗРАБОТКЕ СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО АСТРОНОМИИ

Клыков Дмитрий Юрьевич, Московский педагогический государственный университет, обсерватория, г. Москва


При написании любого учебника и, соответственно, учебной программы, возникает необходимость разработать его структуру: нужно выбрать, какое понятие является центральным, какие понятия соответствуют основным разделам, в какой последовательности их нужно изложить и как друг с другом связать. То есть требуется построить дерево понятий, только тогда можно говорить о системности в обучении.

Похожая задача стоит перед программистами, разрабатывающими любую сколь-нибудь сложную систему. Однако, когда разработанный макет должен воплотиться в тексты программ, часто возникает трудность в соблюдении структурности. Требуется, чтобы язык обязывал программиста мыслить в рамках разработанного дерева понятий. Как известно, объектно-ориентированный (ОО) подход максимально отвечает этим требованиям [1, 2]. Пользователь этой программы также видит систематичность, заложенную в ней - работать становится легче и удобнее [3].

Описанные задачи слились перед автором в одну в процессе разработки компьютерного учебника по астрономии для школьников. В качестве понятия, лежащего в основании дерева, в нем выбран наблюдатель, который находится в центре небесного купола и созерцает на нем астрономические объекты (планеты, звезды, созвездия). Этому выбору соответствует форма работы, принятая в планетарии, благодаря наличию проекционного аппарата и искусственного купола.

В случае компьютерного учебника наблюдатель - это пользователь, работающий с графической оболочкой (вершина дерева). Модель небесного купола - дочерний объект к оболочке, реализована автором на языке Java, и запускается как апплет с параметрами. Сообщения, передаваемые этой модели из оболочки, идентично приказу показаться звездному небу так, как требует этого наблюдатель.

Оболочка содержит, кроме навигационных кнопок, окно, в которой возникают страницы гипертекста, и окно, в которой соответствующим образом показывается вышеописанная модель, слайды или видео. Когда пользователь читает текст, сообщение объекту "небесный купол" отдается автоматически при показе соответствующей страницы. Но если он пожелает поработать непосредственно с моделью, то может переключиться в соответствующий режим и "отдавать приказы" небесному куполу при помощи появившейся панели с кнопками управления и полями ввода параметров.

Литература.

  1. Бадд Т. Объектно-ориентированное программирование в действии. - СПб: Питер, 1997. - 464 с.
  2. Паболков И.В.‚ Клыков Д.Ю. Взгляд на программно-педагогические средства через призму объектно-ориентированной технологии. Материалы IX Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". Троицк, 30 июня - 3 июля 1998 г.
  3. Discovering OPENSTEP: A Developer Tutorial. Документация к ОС Rhapsody.
    http://developer.apple.com/techpubs/rhapsody/DeveloperTutorial