ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ДИСКРЕТНОЙ ГЕОМЕТРИИ
Кузнецов Вячеслав Сергеевич, Московский педагогический университет,
г. Москва
В течение последнего десятилетия мы наблюдаем бурное развитие вычислительной техники и информационных технологий. Происходит стремительная компьютеризация различных сфер человеческой деятельности, открываются новые возможности использования компьютеров.
Среди "классических" применений компьютера в научных исследованиях при проведении и моделировании эксперимента также велики возможности его использования в образовании. Сегодня компьютер используется не только как инструмент для решения конкретных задач, но и как средство обучения. Поэтому более активным становится применение ЭВМ и новых информационных технологий в обучении студентов педагогических вузов.
Одной из областей такого применения компьютера в образовании является процесс изучения основ дискретной геометрии на физико-математических факультетах педагогических вузов (в рамках специального курса).
Нами разработан факультативный курс "Введение в дискретную и вычислительную геометрию". Цель курса состоит в изучении основ дискретной и вычислительной геометрии, закреплении математических знаний и формировании умения применять их на практике (в частности при решении конкретных геометрических задач). Данный курс помогает наладить межпредметные связи между математикой и информатикой, приобщает студентов к исследовательской деятельности, формирует их творческую активность, является элементом информационной подготовки.
Его тематический план выглядит следующим образом:
Курс состоит из двенадцати тем, в них рассматриваются основные вопросы дискретной и вычислительной геометрии: задачи регионального поиска и задачи локализации точки, основные методы построения выпуклой оболочки конечного набора точек на плоскости, задачи разбиения многоугольников на множество непересекающихся треугольников, построение триангуляции Делоне и диаграммы Вороного, алгоритмы нахождения минимального евклидового остового дерева, введение в геометрию беспорядка, а также различные сферы их применения.
Как показала практика проведения данного курса, именно возможность использования компьютера при решении задач дискретной геометрии вызвало наибольший интерес у студентов и имеет смысл предлагать данный факультатив в качестве одного из курсов по выбору для интересующихся возможностями применения математики в современных технологиях.