О ПРЕПОДАВАНИИ МЕХАНИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ “ЖИВАЯ ФИЗИКА”
Львовская Г.Ф., школа № 1126, г. Москва
В настоящей работе предпринята попытка обобщения опыта проведения уроков физики с использованием программной среды “Живая физика” для компьютеров “Макинтош” в 9-х классах. Ее главным достоинством является возможность создавать на экране компьютера модели различных физических явлений (в основном механических), что делает полезным ее применение при изучении механики в 9-х классах. Программа позволяет наглядно представить моделируемое физическое явление, показать направления векторов скоростей, ускорений, сил, построить графики зависимости координат, проекций скоростей, ускорений и сил от времени. Программа дает возможность просмотра физического явления с разной скоростью, возвращения назад по времени. Все это позволяет ученикам лучше разобраться в деталях, выявить закономерности, присущие изучаемому явлению. Однако всегда необходимо отмечать, что наблюдаемое на экране компьютера явление - это модель, идеализация реального физического явления, и всегда, когда это возможно, проводить демонстрационный эксперимент с реальными предметами, а также апеллировать к жизненному опыту учеников. Очень полезно при сравнении реальных и модельных явлений обсуждать степень идеализации и ее правомерность, обращать внимание на то, что создание моделей разной степени приближенности к реальным явлениям - это один из основных методов физики. Использование при изучении механики программы “Живая физика” дает возможность ученикам наглядно, в удобном для каждого темпе наблюдать изучаемые физические явления. Все это облегчает усвоение программы по физике.
Опыт проведения компьютерных уроков физики позволяет сделать вывод, что использование готовых моделей, несмотря на их продуманность и красочность, не всегда приводит к успеху, особенно на ранних этапах работы с программой “Живая физика”. Дело в том, что большинство учеников не могут быстро разобраться в незнакомой для них модели. На это способны только сильные ученики. Удачным выходом из такой ситуации оказался следующий: учитель в начале работы за компьютером на каждом уроке предлагает ученикам творческие задания по самостоятельному созданию моделей физических явлений. При этом первые модели совсем просты, а потом, по мере углубления знакомства с возможностями программы “Живая физика”, они постепенно усложняются.