РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИА – ПРОЕКТОВ ПО АСТРОНОМИИ
С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ MICROSOFT POWER POINT
Николаева Вера Александровна
В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть.
А. Н. Толстой
Информационные технологии в средней школе обычно рассматривают в трех направлениях: как предмет изучения, средство обучения и инструмент автоматизации учебной деятельности. При реализации этих направлений информатизации образования нередко не учитывается высокий потенциал информационных технологий в личностно-ориентированном развитии учащихся, а ведь именно формирование и удовлетворение индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитие творческих способностей относятся к числу важнейших задач средней школы. Цель нашей работы - использование потенциала новых информационных технологий для реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся в средней школе, мыследеятельностного содержания образования, формирования способностей продуктивного воображения, мышления, понимания, самодеятельности и самоорганизации.
Личностно-ориентированное образование, рассматривая потребность личности в самореализации, признает в учащемся не только способность принимать решения, но и нести за них ответственность, вырабатывать собственные ценности. Такой подход предполагает строение обучения на иных, в сравнении с традиционной школой, принципах. Учение организуется как исследование, эксперимент; позиция учителя – это позиция консультанта; школьная программа – не цель, а средство развития личности учащегося.
Удобство интерфейса, заложенные в компьютерные программные средства возможности самообучения, универсальность платформ позволяют учащимся делать уверенные шаги в освоении современных информационных технологий. Это имеет самое непосредственное значение для организации процесса передачи знаний, умений и навыков в школе.
В настоящее время в области образования большое внимание уделяется интегрированным межпредметным урокам. Методика объединения разных предметов, а также изучения разных тем, связанных с выполнением одной задачи, получила название проектного обучения. Проектное обучение является носителем личностно-ориентированного подхода в образовании.
В 1997/1998 учебном году в Московском Центре образования “Юниор” был проведен эксперимент по использованию офисных информационных технологий для изучения астрономии в 11 классе.
В проектной работе было решено использовать возможности процессора презентаций Power Point, который превращает введенную текстовую и числовую информацию в профессионально выполненные слайды, наполненные диаграммами, таблицами, графическими иллюстрациями, звуковыми фрагментами. Для создания высокопрофессиональных видеоматериалов с помощью Power Point не обязательно быть художником. Поставляемые в комплекте с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Power Point позволяет создавать эффектные проекты.
Вместе с тем использовалась программа Microsoft Word для написания рефератов.
Перед изучением программы Power Point учащимся была поставлена задача в процессе изучения создать индивидуальный проект по выбранной ими теме. Таким образом, учащимся с самого начала была ясна цель изучения программы, они подходили к изучению ее осознанно, у них была сформирована сильная мотивация.
Этапы реализации проекта:
Репетиция презентаций и печать рефератов проводились во внеурочное время.
В группе были проведены теоретические семинары по следующей тематике:
Знания, полученные учащимися на теоретических семинарах, проверялись практически на материалах своих, индивидуальных проектов. Учащиеся имели возможность обмена опытом со своими товарищами. Возникающие вопросы решались совместно, при этом часто стремление к их решению приводило к более детальному изучению возможностей программы Power Point.
Таким образом, глубина погружения учащихся в изучаемую программу была больше. Кроме этого, в процессе разработки своей темы учащиеся пополняли знания и по астрономии, черпая их из книг, используемых для создания презентации.
В результате проведения занятий установлено, что при таком подходе значительно повышается успешность образования учащихся, повышается интерес к изучаемому предмету (в данном случае к астрономии) и к возможностям компьютерных технологий. Учащиеся занимались проектной деятельностью с большим желанием, подтверждая мысль Н. Г. Чернышевского “Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями”.