ОБ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ФРАКТАЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

Рогов Валентин Васильевич, Хвощ Валентин Владимирович,
Красноярский государственный педагогический университет, Красноярск
.


Одной из актуальных проблем компьютеризации школы является разработка методики использования ЭВМ на факультативных занятиях по математике в школе.

На кафедре информатики КГПУ подготовлен факультатив по изучению элементов фрактальной геометрии с учащимися 10–11 классов школы с математическим уклоном и разработана программа “Редактор фракталов” для обеспечения компьютерной поддержки занятий по этой теме.

Программа экспериментальных занятий, проведенных с учащимися 11 класса в 1997-98 учебном году, содержала следующие темы:

Комплексные числа и операции над ними. Составление программного модуля для выполнения операций с комплексными числами.

Задачи, приводящие к понятию фрактала. Примеры геометрических фракталов и определение их размерности.

Орбиты простейших функций комплексного переменного.

Множество Жюлиа и пыль Фату. Построение множества на экране компьютера.

Множество Мандельброта. Построение множества Мандельброта на экране компьютера.

Связь между множествами Жюлиа и Мандельброта.

На всех занятиях использовалась программа “Редактор фракталов”, написанная на языке C++ для операционной системы MS-Windows95. Программа имеет современный интерфейс при работе с меню (составные части: файл, множество, опции, окно, помощь) и обладает следующими возможностями:

Строит множество Жюлиа для выбранной пользователем комплексной константы c.

Строит множество Мандельброта.

Демонстрирует связь между множествами Жюлиа и Мандельброта.

Сохраняет изображения фракталов и воспроизводит их с помощью файлов.

Увеличивает произвольно выбранный пользователем фрагмент фрактала.

Позволяет изменять количество итераций (цветов), выбирать константу c при построении фрактала, решать с нецелыми числами.

Выдает справку об управлении программой.

Строит множество Жюлиа для некоторых трансцендентных функций .

Использование комплексных чисел для изучения нелинейных свойств самоподобных объектов, красота фракталов, простота описания фракталов на языке математики привлекла большое внимание учащихся и вызвала у них живой интерес при проведении экспериментальных занятий в базовой школе университета.

Литература

  1. Х. О. Пайтген, П. Х. Рихтер “Красота фракталов”. Москва: Мир, 1993 г.
  2. Robert L. Devaney "Chaos, Fractals and Dynamics". Boston University, Massachusetts, 1990.