МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Смирнов Василий Алексеевич, Соломин Валерий Павлович,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
г. Санкт - Петербург


Обучение в условиях становления открытого информационного общества выдвигает в качестве актуальной задачу совершенствования содержания и методики обучения предметам естественнонаучного цикла на основе использования средств и методов информатики. В педагогике выделяются два основных подхода к информатизации обучения: применение средств новых информационных технологий (СНИТ) в качестве технических средств обучения и использование автоматических обучающих систем, разрабатываемых на основе идеи предметных виртуальных сред.

Информатизация обучения биологии, в отличие от обучения предметам физико-математического цикла, имеет специфические особенности, связанные с тем, что содержание базовой науки с трудом поддается алгоритмизации. Поэтому биология, как наука, слабо математизирована. В связи с этим создавать программные педагогические средства (ППС) типа виртуальных учебных сред по многим разделам биологии трудно или даже невозможно. Объективные трудности в создании ППС и эффективных методик их использования усугубляется тем, что общая подготовка в области информатики и техники у методистов и учителей биологии гораздо ниже, чем, например, у физиков, математиков и информатиков. Кроме того, в методике обучения биологии велика роль традиции, вследствие чего многие модные для своего времени педагогические инновации, например, программированное обучение, не оказали сколь либо существенного влияния на нее. Поэтому методическая система обучения биологии должна, во-первых, ориентироваться на использование простейших СНИТ в качестве средств поддержки традиционных для обучения биологии форм и методов обучения; во-вторых, быть легко адаптируемой (аппаратно и программно) к конкретным условиям обучения и, в третьих, включать в себя в подсистему подготовки и переподготовки учителей, ориентированную на конкретное применение СНИТ в обучении биологии.

Исходя из этих предпосылок разработан проект методической системы обучения биологии в средней общеобразовательной школе, включающих: обоснование требований к СНИТ (аппаратной составляющей и ППС); основные направления их внедрения в учебный процесс; рекомендации создания ППС; формы и методы подготовки учителей к использованию компьютеризированных методик обучения. (1 - 5). Элементы методической системы апробированы на базе ряда школ С.-Петербурга (Ленинграда), СПбГУПМ (ЛГИУУ) и РГПУ (ЛГПИ) им.А.И.Герцена. Полученные результаты указывают на высокую эффективность разработанной системы в отношении усвоения основных понятий информатики через обучения биологии и методики ее обучения. При этом отмечается весьма возрастание мотивации к обучению, улучшение усвоения традиционно трудных в методическом отношении разделов биологии, общее повышение качества обучения. Среди форм подготовки учителей к овладению методической системой отмечаются как перспективные - семинар, компьютерный практикум и компьютерная телеконференция в режиме on-list (5 - 9).

Литература

  1. В.А.Смирнов "Принципы конструирования компьютеризированного курса"/ /Информатика и образование, 1994, No2, с.54;
  2. В.А.Смирнов "Пути использования персонального компьютера"/ /Биология в школе, 1995, №6, с.19;
  3. В.А.Смирнов "Авторская педагогическая система преподавания биологии в 6 классе средней общеобразовательной (неспециализированной) школы"/ /Сб.: Проблемы экологической подготовки педагогов в системе непрерывного образования. Вып. 22. - СПб.: ИОВ РАО,1995, с.49;
  4. В.А.Смирнов "Школа общественно-педагогического поиска" - один из путей к школе гуманизма и демократии"/ / Сб.: Пути демократизации и гуманизации школы. Методические рекомендации. - Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1989, с.54;
  5. Проблемы компьютеризации обучения предметам естественно-научного цикла: По материалам телеконференции "ИНФОБИО-97". Науч.-метод.сборник/ Сост. В.А.Смирнов. Под редакцией В.П.Соломина. - СПб.:РГПУ, СЗФ-ИНИНФО, 1998. - 92 с.
  6. Т.В.Корнер, В.А.Смирнов "Проблемный семинар как форма обучения учителей использованию ЭВТ в преподавании биологии"/ /Биология в школе, 1990, 4, с.33;
  7. В.А.Смирнов "Компьютеризация: от энтузиаста-учителя - к коллективу единомышленников"/ /Народное образование, 1992, март-апрель, с.14;
  8. В.А.Смирнов, В.Н.Бредихин и др. "Пути подготовки учителей к использованию в обучении новых информационных технологий"/ /Педагогическая информатика, 1997, 3, с.27;
  9. В.А.Смирнов, В.П.Соломин ЭВТ на уроках биологии. Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1997. - 120 с.