ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО – УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ (ИУС) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Вербицкая Наталья Олеговна, Уральский государственный педагогический университет,
Ислентьева Елена Викторовна, Муниципальное образовательное учреждение “Культурно – творческий центр “Юный химмашевец””, г. Екатеринбург
Качество информационного обеспечения управления образовательным учреждением один из важных факторов, определяющих действенность принимаемых управленческих решений. Очень часто в школе или другом образовательном учреждении отсутствует слаженная система информационного обеспечения управления. Это приводит к вероятностному характеру принимаемых управленческих решений, дублированию в сборе информации, потерям нужной информации и, как следствие к невысокой эффективности управления.
Создание в образовательном учреждении информационно – управляющей системы (ИУС) позволит оптимизировать сложившиеся каналы сбора информации и обеспечить более полное удовлетворение информационных потребностей руководителей и педагогов.
ИУС – это совокупность средств, методов, исполнителей, обеспечивающих необходимой и достаточной информацией реализацию всех мероприятий процесса управления. ИУС является интегрированной отчетной системой, специально предназначенной для помощи руководителям в планировании, осуществлении и контроле деятельности своего учреждения.
Основными составляющими ИУС являются:
В существующей практике управления используются два основных вида ИУС:
МБ (Manager Infonnation System) – системы – в нужный момент времени в наиболее удобной форме представляют руководителю необходимую информацию о прошлом, настоящем и будущем управляемой системы.
DSS(Decision Support System} – системы – ориентированы на интеллектуальное обеспечение процесса принятия управленческого решения и ставят своей целью поддержку данного процесса.
ИУС в образовательном учреждении должна обладать чертами как MIS, так и DSS систем, так как руководителю школы необходима не только конкретная информация для принятия тактического управленческого решения, но и необходимо знание о реальном состоянии и развитии образовательной системы для выработки стратегии управления.
К сожалению, создание общей, одинаковой для всех образовательных учреждений ИУС малоэффективно, так как сложившаяся конфигурация коммуникационных каналов при наложении на внедряемую в управление компьютерную информационную систему способна сделать самую продуманную и логичную систему недейственной. Однако для образовательных учреждений различных типов может существовать общая технология проектирования ИУС. В процессе исследований по внедрению информационных технологий в управление образованием нами разрабатывается единая технология проектирования ИУС для образовательных учреждений любого типа.
Основными компонентами технологии проектирования ИУС в образовательных учреждениях являются:
На следующем этапе проектирования осуществляется практическая реализация и корректировка ИУС.
В настоящее время описанная технология апробируется в ряде образовательных учреждений г. Екатеринбурга и дает положительные результаты в приросте эффективности управления.
ЛИТЕРАТУРА