ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Алборова Светлана Заурбековна, гимназия №4, г. Владикавказ
Применение компьютера как средства активизации исследовательской работы учащихся на уроках, формирует не только компьютерную грамотность, но и повышает эффективность и качества обучения многим предметам. Однако необходимо переходить на более высокую ступень использования средств новых информационных технологий. На наш взгляд таким новым и более эффективным средством являются телекоммуникации.
Процесс внедрения средств новых информационных технологий в обучение немыслим без средств телекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи.
Как показал наш эксперимент, использование телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе является средством повышения мотивации учения и развития мышления учащихся, и позволяет со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации.
Компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети. Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта - с успехом применяется на занятиях уже сегодня. Это так называемая асинхронная телекоммуникационная связь. С ее помощью учащиеся из различных городов России приняли участие в телекоммуникационной викторине, организованной Воронежским государственным университетом. Ученические коллективы, участники викторины, находясь в разных точках страны, выполняли работы учебного, поискового или исследовательского характера. В результате телекоммуникационная викторина:
Еще одна разновидность телекоммуникационной связи – синхронная. С ее помощью организуется одновременное обучение одним преподавателем нескольких групп обучаемых в нескольких школах региона (республики, района). Что дает возможность знакомиться с передовыми авторскими программами ведущих учителей страна.
Одним из методов активизации познавательного интереса являются деловые компьютерные игры: “МЭМ” (проводимая межрегиональной общественной организацией “Достижения молодых”), “Дельта” (фонд Хайнца Никсдорфа), “Биржевой инвестор” (благотворительный фонд “ФОРА”). Деловая компьютерная имитационная игра “Моделирование экономики и менеджмента” позволяет провести соревнования в области производства между учащимися, организованными в “компании”. В ходе соревнований игра дает возможность практиковаться, в умении читать и понимать финансовые отчеты, соотнося их с экономическими принципами. Рассматриваемая компьютерная игра применяется в школьных курсах по основам экономики и в учебном курсе “Прикладная экономика” на математическом факультете СОГУ. Учащиеся приняли участие в международной игре “МЭМ” по компьютерной телекоммуникационной сети. С одной стороны, это способствовало более ответственному анализу смоделированной экономической ситуации, а как следствие, более глубокому усвоению экономических понятий. С другой стороны показало учащимся, что телекоммуникации могут служить средством организации совместной деятельности по выполнению творческих, исследовательских или чисто практических проектов.
Уже сейчас очевидна уникальная роль телекоммуникаций (электронной почты, телеконференций) в интеллектуальном, культурном развитии обучаемых, формировании у них коммуникативных и исследовательских навыков.
Как показал наш эксперимент для координации такой деятельности, на наш взгляд, необходима организация информационно-методических центров, объединяющих в единую сеть учебные заведения региона, области.