ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

А.А. Андреев, Научно исследовательский институт дистанционного образования


В докладе подчеркивается, что закономерный процесс информатизации общества и образования служит основой для возникновения и интенсивного развития системы ДО (СДО). Проводится упорядочение и обоснование понятийно-терминологического аппарата, описывающего информационные технологии в обучении. Предлагается расширенный структурированный список известных к настоящему времени средств новых информационных технологий (НИТ), которые используются и потенциально могут быть использованы в СДО. Разработана классификация средств НИТ, целесообразных к использованию в СДО, и дана их дидактическая характеристика. Рассматриваются некоторые проблемы внедрения НИТ в образовательный процесс вуза на предварительной стадии организации ДО и возможные пути их решения.

Резюмируя содержательную сторону доклада, можно сделать следующие выводы:

  1. Информатизация общества и образования, рассматриваемая в первую очередь как процесс широкомасштабного внедрения систем и средств новых информационных технологии, является объективным и закономерным процессом. Это является одной из причин, благодаря которой стало возможно возникновение и интенсивное развитие системы дистанционного обучения.
  2. Понятие новые информационные технологии (НИТ), которое, с нашей точки зрения, представляет собой систему, включающую в себя, техническое (электронное) средство +способ (алгоритм) его использования + наполнение дидактическими материалами. В таком понимании оно совпадает с хорошо известным понятием техническое средство обучения (ТСО), которое широко известно и используется в традиционном учебном процессе.
  3. Парк средств НИТ, которые используются и могут быть потенциально использованы в образовательном процессе, насчитывает более сорока наименований и количество их непрерывно растет. Большинство из них обладает несколькими дидактическими свойствами, включающими в себя представление учебной информации в мультимедийном и обычном вариантах, транспортировку ее и др. Наиболее универсальным средством является компьютерые сети ИНТЕРНЕТ/ИНТРАНЕТ.
  4. Предлагаемая новая классификация номенклатуры средств НИТ для использования в системе ДО основывалась на списках средств, разработанных в свое время в российском НИИ системной интеграции (РосНИИ СИ) и в работе А.Н. Тихонова и А,Д. Иванникова. Этот расширенный и систематизированный табель (список) средств НИТ включает в себя 18 наименований , сгруппированных в группы по трем основаниям, условно названным: А-аудио, V- видео, Р-текст.
  5. Основой сетевого обучения в СДО в настоящее время являются такие средства НИТ, как электронная почта, компьютерные конференции (в реальном и продленном времени), видеоконференцсвязь, видеотелефон.
  6. Основные дидактические характеристики СНИТ, представляемые системами удаленного доступа и мультимедиа, можно обобщенно определить как:
  1. Для успешного внедрения средств НИТ в учебный процесс при ДО необходимо в первую очередь: