ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДИСТАНЦИОННЫХ СПЕЦКУРСОВ

Чванова Марина Сергеевна, Вислобокова Марина Викторовна,
Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, г. Тамбов
Семибратов Алексей Михайлович, Академия переподготовки
и повышения квалификации работников образования, г. Москва


Отличительной особенностью системы дистанционного обучения, по нашему мнению, является установление опосредованного контакта между обучаемым и преподавателем посредством современных средств информационно-коммуникационных технологий. Это опосредованное взаимодействие, способствуя устранению одних, порождает новые противоречия дидактики, обусловленные спецификой общения с компьютерной средой.

Традиционные противоречия дидактики можно, в конечном счете, свести к следующим трем: между постоянно растущим объемом содержания образования и соответственно ограниченными возможностями его передачи и усвоения; между преимущественно фронтальной передачей учебного материала и его первичным индивидуальным усвоением; между разными социальными педагогическими и дидактическими позициями обучающих и обучаемых.

Что касается новых противоречий, возникающих при дистанционном обучении, мы полагаем, что их можно свести к противоречию между преимущественно интуитивным способом оценки эффективности традиционного обучения, с соответствующей оперативной коррекцией учебного процесса и торможением процесса коррекции при дистанционной форме обучения. Торможение оперативной коррекции порождается отсутствием ряда "фоновых" компонент (интонация, жесты, мимика и др.), сопровождающих "традиционное" общение в процессе обучения. Это противоречие требует помимо традиционных, выполнения ряда специфических принципов при организации дистанционного обучения.

Информация в процессе дистанционного обучения традиционно выступает в двойственной форме: информации содержания и информации управления. Первая составляет предмет изучения и характеризуется построением и преобразованием видовых моделей. Вторая выступает как средство и способ усвоения информации содержания. При построении модели дистанционного обучения это условное разделение позволяет описать ее особенности, базирующиеся как на традиционных, так и специфических принципах дистанционного обучения, сформулированных нами.

Представленная в докладе система отличительных принципов дистанционного обучения и технология разработки дистанционных спецкурсов не претендует на полноту и однозначность, но позволяет учесть современные достижения дидактики при построении дистанционной технологии обучения посредством компьютерных коммуникаций.