НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
Далингер Виктор Алексеевич, Омский государственный педагогический университет, г.Омск
Для высококвалифицированного специалиста, в том числе и учителя, характерны высоко развитые навыки самообразования, которые позволяют ему осмысленно, своевременно следовать прогрессивным тенденциям и инновациям в сфере своей деятельности.
Традиционные технологии подготовки специалистов, строящиеся на преобладании фронтальных форм обучения и на жестком типе управления учебной деятельностью обучающихся, не способны, а вернее мешают успешно формировать навыки самообразования. Это происходит в первую очередь вследствие того, что такие технологии не формируют у студентов умений самостоятельно двигаться в массиве информации по своей траектории, они слабо учитывают уровень сформированности у обучающихся обобщенных учебных умений.
Путь к повышению эффективности процесса обучения в вузе лежит через создание таких технологий обучения, которые адекватны задачам подготовки специалистов, в том числе учителей математики. Такой технологией является технология дистанционного обучения ("дистанционное обучение", теле обучение"), которой присущи такие, наиболее существенные черты, как гибкость, экономическая эффективность, способность менять роль субъектов процесса обучения. ДОС позволяет создать информационно образовательную среду на основе специализированных технологий, поддержать и развить систему непрерывного образования (продолжение образования, повышение квалификации, переподготовка специалистов и т.д.).
Мы, следуя А..А. Жафярову и А.В. Дмитриевой, под ДСО будем понимать систему взаимосвязанных средств, организационных форм, методических приемов взаимодействия субъектов образовательного процесса, базирующегося на специальном учебно — дидактическом комплексе и предусматривающей существенное увеличение доли самостоятельной работы студентов.
Организационно—функциональное обеспечение ДСО очень многогранно. Это и создание и реализация электронных коммуникаций, и подготовка справочно-информационного обеспечения учебных дисциплин, и разработка профессиональных сред обучения, и разработка интерфейсных средств взаимодействия с субъектами процесса обучения, и формирование базового набора функций как профессиональной среды объекта обучения.
Одна из важнейших проблем, которая встает в связи с внедрением ДСО, состоит в разработке интерактивных электронных обучающих программ. Такими программами могут служить мультимедийные курсы (видео лекции, интерактивный электронный учебник, лабораторный тренажер, тестирующие программы). Важнейшим этапом учебно — познавательной деятельности обучаемого в ДСО является самостоятельное работа с учебным текстом. Продуктивность деятельности обучающихся в значительной степени зависит от способов трансформации научного текста в учебный, ориентированный на лучшее усвоение содержания текста. Встает вопрос о ценности той информации, которая включена в текст.
А.А. Харкевич (1960 г.), опираясь на формулу Шеннона (1948 г.) и представление о вероятностной природе информации, предложил определять ценность информации для целевых процессов, а процесс обучения таковым и является, через приращение вероятности достижения цели, для которой собирается информация. Если вероятность достижения цели до получения информации обозначить через P , а вероятность достижения цели после получения информации через р, то ценность полученной информации (J) может быть определена по формуле:
J=log2
В.И. Корогодин (1991 г.) предложил другую формулу подсчета приращения вероятности достижения цели. В обозначениях, приведенных выше, эта формула запишется следующим образом :
J=log2
Учитывая, что любой курс математики (аналитическая геометрия, проективная геометрия, алгебра, математический анализ и т.д.) строится так, что в нем ведущими компонентами являются научные знания и способы деятельности (подобного соотношения мы не найдем в таких дисциплинах как литература, история, география и т.д., в которых приоритет отдан научным знаниям), то ценность любой информации таких курсов, передаваемой в ДОС, надо рассматривать с позиций этих двух компонентов.