ОБУЧЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ В ПОМОЩЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ
Демирчян Гагик Оганесович, Чайлиян Карине Хосровевна,
средняя общеобразовательная школа при в/ч 2012 Федеральной Пограничной Службы Российской Федерации, г. Гюмри Республика Армения
Отличительным признаком нашего времени является бурное развитие и всеобщее проникновение сетевых информационных технологий во все области человеческой деятельности. Так, глобальная телекоммуникационная система Интернет, охватывающая все континенты и страны, предоставляет множество информационных услуг, таких как электронная почта, доступ ко всевозможным базам данных и знаний, оперативный поиск и получение необходимой информации от удаленных источников.
Революционизирующее влияние новых коммуникационных технологий особенно сильно сказывается в сфере обучения: начиная от дошкольного уровня до магистратуры и аспирантуры. С этой точки зрения возобновляется интерес к заочной форме обучения, которая до недавнего времени находилась в стадии вымирания. В развитых странах широкое распространение получила обновленная форма заочного образования, которая в англоязычной литературе называется "обучением на расстоянии" - "distance learning" [1,2].
История обучения на расстоянии (ОР) условно можно делить на три этапа или поколения [3]. Определяющей характеристикой каждого этапа считается коммуникационная база, связывающая инструкторов (преподавателей) с учащимися. Так, коммуникационной базой первого этапа прослужила обычная почта, через которую обмениваются корреспонденцией инструкторы и учащиеся. Распространением радио, телевидения, аудио- и видеозаписывающих устройств определяется второй этап ОР. Отметим, что как второй, так и первый этап характеризуются асинхронной связью между преподавателями и учащимися. Всемерное развитие цифровых интерактивных коммуникационных технологий формировало базу для третьего поколения ОР. Обмен информацией между преподавателем и учащимися на данном этапе уже в основном является синхронной (т.е. в режиме реального времени). Внедрение доступных синхронных коммуникационных технологий стало возможным с дальнейшим развитием глобальной компьютерной сети Интернет, а также частично с развитием интерактивного телевидения. Надо отметить, однако, что на третьем этапе не утратило значение также традиционная асинхронная форма обучения. Новые мультимедийные информационные технологии с использованием звуковых и видеоматериалов создают квазисинхронный режим обучения, когда у обучающего создается иллюзия непосредственного контакта с преподавателями. Мультимедийные компьютерные обучающие программы в основном являются самокорректирующимися, т.е. темп и глубина процесса обучения корректируется программой в зависимости от индивидуальных способностей и желаний обучающихся. Сравнительный анализ советской и западной систем образования показывает, что советское заочное образование, по приведенной выше классификации, по сути, является ОР первого поколения, с частичным применением элементов второго поколения. При таком положении вещей заочное обучение является неэффективной и малорезультативной.
В настоящее время обучение на расстоянии, может найти и фактически находит широкое применение в тех слоях общества, которые в силу ряда причин не могут продолжать обучение с отрывом от производства. В Армении проходят службу тысячи военнослужащих Российской Армии. Для них ОР явилось бы отличным способом дополнения своих знаний и получения новых специальностей, которые понадобились бы им в гражданской жизни в случае добровольной или вынужденной отставки. Отпадает необходимость для государства инвестировать огромные средства для переквалификации огромной армии профессиональных военных, уволенных или еще подлежащих к увольнению в запас. Финансовые средства, необходимые для развития компьютерных обучающих средств в войсках составляют мизерную часть этих средств. Другое поле практического применения ОР для военнослужащих - это развитие системы обучения и повышения квалификации применительно к сугубо военным специальностям, однако, такая форма обучения в России находится еще в самом раннем стадии развития.
Литература