МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ

Дуванов Александр Александрович, Первин Юрий Абрамович,
"Роботландия", г. Переславль-Залесский


1. В множестве информационных технологий за последние годы выделились и обрели самостоятельную значимость коммуникационные технологии. Это определяет актуальность появления коммуникационных технологий в общеобразовательной школе.

Динамика их развития определяет круг современных педагогических проблем: переход от дополнительных форм образования в дистанционном обучении школьников к основным базовым формам.

2. С позиций формирования современных методов дистанционного обучения важны исторические вехи в методике школьной информатики. Оценивая перспективную роль коммуникационных технологий, многие школьные учителя информатики серьезно относились к теме "Почта в классе", которая могла быть достаточно эффективной с педагогической точки зрения даже на весьма слабых школьных компьютерах путем передачи файлов на дискетах от одного учащегося к другому ([1]).

Следующий этап, связанный с появлением локальных сетей в кабинетах информатики, сделал такие "почтовые" уроки еще более разнообразными, интересными и эффективными.

3. Вместе с тем, новые формы учебной деятельности заставили обратить внимание к специальным методическим приемам, ориентированным на выработку коммуникационных навыков, к адекватному программному инструментарию. Актуальность такого инструментария формировалась в тот период школьной информатики, когда было показано (и подтверждено педагогической практикой) превалирование систем программных исполнителей над языковыми системами программирования. Поэтому, отвечая на новые педагогические задачи школьной информатики, разработчики предложили функционирующие в локальной сети исполнители, которые позволили детям, сидящим у разных компьютеров, совместно решать единую задачу (исполнитель Тяни-Толкай [2]).

4. В последние годы для школьников стали доступными ресурсы глобальных сетей Интернета. Это обстоятельство было немедленно востребовано школьной педагогикой, сначала в дополнительном образовании, а сегодня с все возрастающей актуальностью - в учебном процессе общеобразовательной школы.

5. Предприятие "Роботландия" многие годы занимается проектированием, разработкой и внедрением программно-методических систем для общеобразовательной (в первую очередь, начальной) школы ([3]). Несколько последних лет усилия "Роботландии" направляются на отработку различных форм дистанционного обучения школьников и учителей. 1997 год - Дистанционная Роботландская олимпиада для младших школьников ([4]). 1997-1998 учебный год - двухсеместровые дистанционные роботландские курсы ([5]).

Эти формы позволили определить обсуждаемые в докладе требования к программным средствам и особенностям методики дистанционного обучения школьников. Отзывы учителей, поработавших в эти годы с "Роботландией" - самые высокие ([6]).

В 1998-1999 учебном году начал свою деятельность Роботландский сетевой университет ([7]) с шестью курсами для коллективных студентов (групп школьников, возглавляемых учителями) и индивидуальных студентов: - Введение в информатику (Ранее обучение информатике); Программное конструирование; Программирование для новичков; Программирование для продолжающих; Введение в Интернет; Английский с компьютером.

6. Дистанционное обучение требует новых методических приемов. К ним относятся выбор формы изложения материала, его порционирование, подбор эффективной системы задач ([8]), организация проверок большого потока заданий (перекрестные проверки), компьютерные и "бескомпьютерные" игры в классе и в сети классе, коллективные и индивидуальные соревнования, конкурсы, вернисажи и т.д.

В докладе обсуждены учебные планы дистанционных форм обучения, проводимых "Роботландией".

7. Специально для дистанционных форм обучения разработан ряд оригинальных программных средств. Большая их часть используется в настоящее время в курсе Введение в Интернет Роботланского сетевого университета.

Робот-исполнитель Паучок участвует в формировании навыков работы с электронной почтой. Система команд этого исполнителя позволяет использовать его не только в качестве автоответчика, но проектировать с помощью Паучка несложные, но информативные и вместе с тем забавные диалоги.

Робот Жук представляет собою дидактический инструмент в игре, развивающей у школьников сетевую ориентацию: детям предлагается в ходе серии сеансов почтовой (электронной) связи исследовать модель сети. Благодаря Жуку дети в игровой форме знакомятся с сервисом Интернета.

8. Отчетливо просматриваются ближайшие перспективы дистанционных форм обучения, их программного и методического обеспечения. В докладе обсуждены те из перспектив, которые продолжают сегодняшнюю активность Роботландского сетевого университета.

Литература

  1. Первин Ю.А. Лекции по Роботландии. - КУДИЦ, М., 1994.
  2. Первин Ю.А., Сякина М.В. Исполнитель Тяни-Толкай на уроках Роботландии. - ИНФО, N6, 1993.
  3. Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н., Первин Ю.А. Роботландия. - Информатика и образование, №1, 1988.
  4. Дуванов А.А., Первин Ю.А., Скородумов В.Е. Телекоммуникационная обучающая Олимпиада по информатике. "Информатика" (приложение к газете "1 сентября"), N1, 1997.
  5. Дуванов А.А., Первин Ю.А., Скородумов В.Е. Дистанционные обучающие Роботландские Курсы для школьников старше 10 лет. "Информатика" (приложение к газете "1 сентября"), N22, 1997.
  6. Козлова В.А. Дети - соавторы Роботландии" (заметки педагога о Роботландских курсах). "Информатика" (приложение к газете "1 сентября"), N23, 1998.
  7. Дуванов А.А. Сетевой Роботландский Университет. - "Информатика" (приложение к газете "1 сентября"), N14, 1998.
  8. Дуванов А.А. Введение в Интернет. $1. Паутина в доме у Куков (введение, основные понятия)" - "Информатика" (приложение к газете "1 сентября"), N36, 1998.