КОРПОРАТИВНЫЙ ДИПЛОМ
Гребенюк Вячеслав Александрович, Логвиновский Александр Анатольевич,
Харьковский государственный технический университет радиоэлектроники,
г. Харьков, Украина
Год от года все актуальней становится проблема информационного бума, связанная с лавинообразным ростом объемов информации, определяющих лицо практически любой специальности. Темпы роста количества информации, особенно в области информационного бизнеса, настолько велики, что индивидуум не имеет возможности не только обработать и поглотить, но и просто накопить всю появляющуюся информацию. Процесс обучения постепенно превращается из интенсивного в продолженный в течении всей активной жизни.
На сегодняшний день учебные заведения, зачастую, выпускают специалистов широкого профиля, которые должны иметь навыки и умения, связанные с проработкой практически всех этапов решения конкретных задач, начиная с анализа проблемы и постановки задачи и заканчивая реализацией и реинжинирингом готовых систем. Однако знания, необходимые для подготовки такого рода специалиста, практически невозможно охватить в процессе обучения в полном объеме, и как результат, студент получает только базовые понятия из областей, вовлеченных в процесс принятия решения. Одним из возможных выходов из указанной проблемы можно рассматривать жесткую специализацию и ролевую направленность обучения специалистов.
Однако такой подход создает дополнительные требования по формированию навыков совместной работы с другими ролями и специалистами. В современных условиях высшего образования, подобные навыки даются студентам в рамках широко распространенных методов группового (коллективного) обучения, таких как ролевые игры, комплексные курсовые и дипломные работы и др. Указанные методы основаны на задачах, существенно упрощенных по отношению к практическим.
Безусловно, подобные методы коллективной работы позволяют студентам на игровых ситуациях отрабатывать требуемые навыки, но реально, приступая к работе на предприятии или в организации по окончании обучения, молодой специалист вынужден проходить этап адаптации к правилам, методам и стратегиям работы в конкретном коллективе. Этот этап может продолжаться достаточно долгое время, в течение которого и сам специалист может потерять квалификацию, и его знания и умения перестанут быть современными.
Решением данной проблемы может стать изначальная ориентация на подготовку группы специалистов, работающих над решением определенного класса задач, с четким распределением ролей и обязанностей. При этом каждый участник группы ориентирован на получение ролевых знаний, избегая, тем самым, полного изучения всего спектра имеющейся в данной области информации. С другой стороны, выпущенная группа может практически без этапа адаптации приступать к решению практических задач.
Избежать старения знаний и навыков сотрудников сертифицированной группы не удастся. Сертифицированная группа специалистов является более удобной единицей продолженного обучения, так как сама в случае необходимости, может инициировать и проводить процесс дообучения как самостоятельно, под контролем академических структур, сертифицировавших ее, так и при непосредственном участии преподавателей и тьюторов. С другой стороны, обновляя учебные планы и программы по соответствующим направлениям, вуз имеет более реальную возможность на оповещение и проведение очередных этапов повышения квалификации и переподготовки кадров.
С этой точки зрения виртуальный университет есть наиболее совершенная форма обучения для получения корпоративного диплома, так как позволяет сократить все затраты на обучение, как материальные и человеческие, так и временные, до минимума. Кроме того, организация процесса обучения групп должна быть основана на дистанционной форме обучения.
Прототип группы (протогруппа)
Понятие протогруппы есть первичным и наиважнейшим понятием для создания системы корпоративных дипломов. Под протогруппой мы понимаем типичную абстрактную ролевую структуру организации в области информационного бизнеса или, другими словами, набор типовых ролей и возникающих между ними отношений.
Протогруппа указывает на некий класс групп, предназначенных для решения определенной области задач, которая во многом определяет перечень необходимых специальных знаний и ролевых умений. Как следствие, протогруппа достаточно однозначно может определять скелет учебного плана и совокупность необходимых для изучения материалов. Однако в каждом конкретном случае, формирование скелета учебного плана для той или иной специализации и ролевого уровня протогруппы является задачей по созданию стандарта образования по соответствующему направлению и должно быть выполнено специальным коллективом, включающем как представителей академических, научных, так и производственных структур.
Исходя из структуры, определяющей протогруппу, важным ее параметром является перечень критериев отбора учащихся. Критерии должны быть разбиты на группы психологических, интеллектуальных, интуитивных, и возможно физиологических критериев, а также критериев совместимости. Возможно, что существуют универсальные критерии отбора для протогрупп любой природы, однако это не очевидно и является предметом дальнейших исследований.
Вторым вопросом в ближайшем окружении понятия протогруппы является разработка структуры ученых степеней, подобно традиционным индивидуальным – бакалавр, специалист, магистр и т.д. Очевидно, что в зависимости от количества и качества знаний протогруппы, изучаемых конкретной группой, а также от уровня и широты полученных практических умений, должна зависеть и ступень аттестации этой группы. Можно утверждать, что имея скелет учебного плана протогруппы, можно определить ученые степени присваиваемые группам по достижении определенных уровней.
Исходя из структуры ученых степеней, возможно построить иерархию протогрупп, которая будет указывать на пути дальнейшего развития и самосовершенствования выпускаемых групп специалистов.
Рассмотрим возможные типы и спецификаторы ролей входящих в состав протогрупп информационных компаний.
Типы ролей:
|
Спецификаторы ролей:
|
Исходя из этих типов и спецификаторов, можно говорить о следующих видах протогрупп, которые наследуют друг друга в иерархии протогрупп:
Формирование группы
Важным этапом в ходе обучения групп специалистов есть этап формирования группы. Нами видится следующая цепочка этого процесса: заказ – адаптация протогруппы – формирование учебного плана – подбор учащихся – ре-инжиниринг группы.
Исходя из этой цепочки, можно заметить, что процесс поступления в вуз на групповую форму обучения существенно изменен по сравнению с традиционными формами. В этом случае вступительные испытания заменяются длительным предвступительным процессом анализа и селекции кандидатов в ходе их обучения в средних учебных заведениях. Этот процесс основывается на таких видах работ:
1. относительно практических задач: прогнозирование задач; поиск, получение заказа на подготовку (реинжиниринг) группы; формирование прототипов учебных планов. |
2. относительно абитуриентов: исследование кандидатов по результатам их обучения в довузовских заведениях (тестологическое, психологическое, мотивационное); психологический подбор группы. |
Важным вопросом является проблема ре-инжиниринга группы как в процессе обучения, так и в течение ее функционирования. В рамках этой задачи предстоит решить следующие подзадачи:
Изменение роли учащихся
Дистанционные формы обучения предполагают существенное изменение роли учащегося. Студент из поглотителя практически полностью подготовленной к учебному процессу преподавателем информации превращается в активного исследователя больших объемов информации, относительно его специальности.
При групповом обучении предполагается, что основной единицей обучения становится именно группа, а учащийся – практически работающим предспециалистом. Учитывая непосредственное участие представителей промышленных заказчиков в процессе формирования учебного плана и процесса, группа по ходу своей работы практически всегда должна заниматься решением реальных задач. И это не является не возможным, как в случае индивидуальных задач, которые не могут быть реальными по определению из-за их большого объема.
Важной частью изменения роли учащегося есть возможность каждого студента отрабатывать не только закрепленные за ним в группе роли, но также и смежные. Целью подобной внешней отработки других ролей есть повышение самодостаточности и устойчивости группы к форс-мажорным изменениям ее структуры до момента ее ре-инжиниринга.
Изменение роли преподавателя
Роль преподавателя также существенно изменяется при переходе на дистанционную форму обучения. Учитывая эти изменения можно рассматривать следующие возможные виды ролей преподавателя:
1. контролер хода процесса обучения (смещение акцента с тьютора к стороннему наблюдателю): оценивает ход работы, а не результаты; должен быть, как правило, из другого университета (или представитель заказчика); проводит внешний контроль группы (действия группы в целом и лидирующего участника в частности) |
2. равноправный участник группы: работает под псевдонимом; имеет гибкий характер для вхождения в группу; обладает современными теоретическими знаниями и практическими навыками из домена роли; проводит внутренний контроль группы (контроль индивидуумов) |
Суждения о действии группы производятся на основании интегральной оценки по результатам как внешнего, так и внутреннего контроля.
Безусловно, что силами одного преподавателя не возможно решать проблемы обучения целых коллективов студентов. Поэтому необходимо изменение структуры преподавательского коллектива: смещение акцента на групповую работу над группой.
Однако этот вопрос является еще открытым и более того есть еще более сложным, так как упирается не только в разработку методологии и методик группового обучения, но также и более общую проблему работы коллективов.
Особенности учебного плана и процесса
Как было сказано выше, для каждой протогруппы должен быть разработан скелет учебного плана, включающий несколько типов дисциплин:
К общеобразовательным, естественно научным и общим специальным курсам необходимо обязательно добавить в каждый скелет такие курсы, как “Методы коллективной работы и принятия решений”, “Психология”, “Нейролингвистика”.
Следующей особенностью учебного процесса при коллективной форме обучения является, включение в этот процесс ролевых игр, имитирующих решение производственных задач в реальных условиях, с ведущей ролью как преподавателя, так и студента. Причем если в начале обучения доминируют игры с ведущей ролью преподавателя, то к выпуску должны превалировать вторые.
К сожалению, традиционные методы контроля знаний даже при более простых дистанционных формах обучения становятся уже не эффективными. В качестве нескольких возможных альтернатив систем контроля уровня знаний и умений можно предложить следующие:
Заключение
Предложенная нами работа является более программной, чем отчетной. Освещенные в ней вопросы и проблемы есть задачами, которые входят в круг научных и методических интересов недавно созданной в ХТУРЭ Лаборатории Дистанционного и Продолженного обучения.
Среди более общих проблем, которые не нашли своего отражения в нашем сообщении, но которые также входят в круг исследуемых, есть законодательная база, структура сертификата (диплома) группы (диплом срочный с переаттестацией; форма группового диплома; индивидуальные субсертификаты); ре-инжиниринг сертифицированной группы (сертификация существующих команд; пересертификация группы).
Безусловно, открываемая задача является непосильной для одного коллектива единомышленников. Однако быстро развивающаяся система виртуальных университетов возможно станет опорой для постепенного решения всех рассмотренных проблем.