ПРОЕКТ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ: ПЕРВЫЕ ШАГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Хазард Джек, Государственный Университет штата Джорджия,
г. Атланта, штат Джорджия, США
Ахаян Андрей Андреевич, Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург


Развитие сетевых телекоммуникационных технологий создает предпосылки для организации совместной учебно-воспитательной деятельности учителей и школьников в глобальном масштабе, если не в рамках всей планеты, то, во всяком случае, в регионах сравнительно развитой сетевой инфраструктуры - Северной Америке, Западной и Восточной Европе, России, Австралии.

Представляется, что непосредственная вовлеченность школьников в рамках учебного процесса в деятельность глобального характера (как в смысле повсеместной актуальности этой деятельности, так и в смысле международного характера общения сверстников в процессе деятельности) может послужить фактором, повышающим мотивацию приобретения школьниками знаний, формирования у них ответственного отношения к окружающей среде и, в перспективе, гражданских качеств.

Проект Глобального Мышления (GTP-проект), разработанный в Университете Штата Джорджия, США, представляет собой один из вариантов такой учебной деятельности, спланированной для школьников старших классов и рассчитанной на исполнение в течение одного учебного года.

Задуманный в восьмидесятых годах, на заре развития компьютерных сетевых технологий и начатый в соответствие с соглашением между Университетом Штата Джорджия, Академией Педагогических Наук СССР, пятью школами Москвы и Ленинграда и шестью школами штатов Джорджия и Пенсильвания, GTP-проект постепенно совершенствуется в соответствии с возрастающими возможностями сетевых технологий общения [1].

В настоящее время проведение проекта в ряде средних школ США и России организационно поддерживается исследовательской группой Университета Штата Джорджия и исследовательской группой Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.

Содержательную основу GTP-проекта составляют экологические знания. В ходе работы, школьники, наряду с изучением литературы в классе, в течение всего учебного года синхронно проводят небольшие исследования (замеры) ряда параметров окружающей среды в своей местности, обрабатывают результаты и передают их на центральный гипертекстовый сервер проекта (Университет Штата Джорджия), где по полученным данным формируется глобальная картина мира по соответствующему параметру, доступная для всеобщего обозрения. Каждый месяц учебного года посвящен одному определенному подпроекту. Например, в октябре проводится подпроект "Чистый воздух", в рамках которого на протяжении недели школьники ежедневно определяют концентрацию озона в воздухе.

Параллельно, на протяжении всего учебного года участники обсуждают наиболее актуальные проблемы сохранения окружающей среды в локальной местности нахождения школ - участниц проекта.

Основной инструмент общения учителей и школьников - участников проекта из разных стран - постоянно действующая "доска объявлений" - телеконференция, проходящая в режиме on-line. Для школ-участниц, имеющих только off-line подключение к Глобальной компьютерной сети, работу доски объявлений дублируют два list-сервера - американский (gtp-teachers@igc.apc.org) и российский (gtp@emissia.spb.su).

Основной методический ресурс проекта - гипертекстовый сайт научной группы Университета штата Джорджия (http://www.gtp.org). C российской стороны проект поддерживается постоянно обновляемым гипертекстовым сайтом (http://www.emissia.spb.su/gtp/gtp.htm) российской исследовательской группы "Эмиссия" (РГПУ им. А.И. Герцена). Этот сайт, дополняющий, но не копирующий содержание американского сайта, содержит постоянно пополняемую библиотеку информационных и методических материалов по GTP-проекту (в основном, на русском языке). Сайт ориентирован на оказание методической подержки, в первую очередь, российскому учителю - участнику проекта и призван облегчить вовлечение в проект российских школ.

Дополнительную поддержку российским участникам проекта, в недостаточной степени владеющим английским языком, оказывает русскоязычный тренировочный сайт (http://www.education.ru/gtp/), созданный группой под руководством доц.В.Сычева (Санкт-Петербургский Гос. Метереологический Университет) и копирующий часть американского сайта.

Итоги работы за учебный год, подводимые попеременно в России и США (в рамках конференций педагогов-исследователей и учителей школ обеих стран, вовлеченных в проект), дают основание утверждать, что проведение проекта способствует экологическому просвещению школьников, развитию в школах-участницах межпредметных связей, повышению уровня телекоммуникационной культуры общения как выпускников школ, так и учительского корпуса.

Доклад сопровождается демонстрацией содержания гипертекстовых сайтов GTP-проекта.

Литература

  1. Hassard, J. The ahp soviet exchange project: 1983-1990 and beyond. Journal of Humanistic Psychology, 30 (3), 6-51, 1990.