О КОНЦЕПЦИИ ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Иванов Валерий Петрович, Смолянинова Ольга Георгиевна,
Красноярский государственный педагогический университет, г. Красноярск


Дистанционное обучение - это не просто технология передачи информации, а комплекс дидактических методов, основанных на совершенно иных по сравнению с традиционными принципах обучения. Удаленность преподавателя от студента порождает ряд проблем, которые будут даже при самой совершенной системе дистанционного обучения. Именно поэтому, при равных альтернативных возможностях, традиционная форма образования, на наш взгляд, всегда будет иметь преимущество перед дистанционной.

Однако, есть сферы образовательной деятельности, где современные телекоммуникационные технологии позволяют существенно расширить доступ обучаемых к учебной информации и образовательным ресурсам и дают неоспоримые преимущества по сравнению с традиционными.

Среди них в области педобразования, можно выделить следующие:

  1. Довузовская подготовка Преимущества: позволяет получать образование в удобное время без изменения места жительства; дает равные возможности сельским школьникам в подготовке к вступительным экзаменам.
  2. Переподготовка и повышение квалификации учителей Преимущества: расширяет доступ к учебным материалам и методическим ресурсам, повышает комфортность обучения, не отрывает от основной работы.
  3. Подготовка специалистов высшей квалификации Преимущество: обеспечивает систематизацию и представление информации из общедоступных баз знаний, а также сертификацию знаний.

Для всех выделенных направлений существуют свои особенности, связанные с предметной областью и возрастными особенностями обучаемых. В данной работе рассматриваются методические аспекты организации работы дистанционной формы довузовского образования.

На протяжении ряда лет довузовская подготовка в Красноярском педуниверситете ведется через различные формы очно-заочной работы с учащимися Красноярского края. К ним относятся: подготовительные курсы, заочное обучение, учебно-методические центры, лицейские потоки, летние образовательные лагеря и др. При этом основной формой работы является периодические кратковременные (на 2-3 дня ) приезды преподавателей педуниверситета в города и поселки края для проведения занятий. В данной ситуации, на наш взгляд экономически выгоднее ДО, так как оно сократит командировочные расходы, исключит транспортные неудобства и позволит уменьшить промежуток времени, в течение которого отсутствует контакт между преподавателями и студентами.

Основной задачей такого центра дистанционного обучения может стать не только подготовка к поступлению в ВУЗ, но также и работа в области профессионального обучения специалистов в рамках 2х уровневой системы подготовки на базе педколеджей. Предварительная работа в данном направлении уже начата на факультете информатики педагогического университета с Канским и Ачинским педколеджами. При этом создание такого центра на базе Педуниверситета является актуальной задачей для всей системы образования Края, позволяющей решить проблему квалифицированной подготовки учителя для села. Поскольку не все сельские школы компьютеризированы, то рациональнее создать районные центры ДО, куда могли бы подъезжать школьники из окрестных сел или преподаватели за консультационными материалами.

Это позволит оптимизировать управление учебным процессом, проблему тиражирования учебно-методических материалов, будет способствовать созданию творческих коллективов учащихся и учителей. Для организации системы дистанционного обучения на факультете информатики КГПУ имеются следующие ресурсы:

  1. сетевой дисплейный класс из 20- ти Pentium, подключенных к Internet
  2. программы всех вступительных экзаменов в электронном виде
  3. наборы теоретических и практических заданий для самостоятельной работы
  4. лекционные материалы и компьютерные презентации
  5. тесты по информатике и экономике
  6. квалифицированные преподаватели
  7. оборудование для организации общения в режиме реального времени (цифровая видеокамера QuickCam).

При организации ДО необходима четкая организация контроля знаний и усвоения материала. Ее можно организовать на основе многофункционального компьютерного тестирования и методически - консультационной поддержки со стороны преподавателей университета.

Использование ДО в довузовской подготовке позволит повысить, расширить и систематизировать знания учащихся, подготовить их к вступительным экзаменам, сформировать навыки работы в коммуникационной сети.