О СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Кабак Илья Самуилович, Позднеев Борис Михайлович,
Московский государственный технологический университет “Станкин”, г. Москва


Сложная экономическая ситуация в России привела не только к резкому сокращению производства, но и значительному сокращению интеллектуального потенциала общества в целом. Эта тенденция затронула и сферу высшего образования, однако, многие ведущие ВУЗы сумели сохранить свои преподавательские и научные кадры и даже развить их за счет притока высококвалифицированных специалистов из сферы производства.

Поскольку эти ВУЗы сосредоточены, в основном, в крупных научных центрах, а потребность в специалистах наиболее остро ощущается в удаленных регионах, что и обуславливает повышенный интерес к созданию и развитию системы дистанционного образования, в том числе и инженерного.

Быстрое развитие телекоммуникационной среды позволяет использовать современные формы и методики обучения в режиме удаленного доступа, являясь предпосылкой создания “виртуального” ВУЗа, объединяющего потенциал целого ряда Университетов. При дистанционном образовании учитель и ученик могут быть разделены географически и для связи между ними используется телекоммуникационная среда, что является существенным отличием от системы заочного образования.

Инженерное образование требует от студента не только усвоения определенного объема теоретических знаний, но и выработки навыков использования этих знаний на практике. Для отработки таких навыков в учебных программах инженерной подготовки имеется существенное количество лабораторных работ и предполагается выполнение ряда учебных проектов: как курсовых, так и аттестационных.

Второй отличительной особенностью инженерного образования является наличие большого количества специальных курсов, то есть курсов, ориентированных на небольшое количество студентов и достаточно часто требующих своего пересмотра в связи с быстрым прогрессом в данной области техники. Например, в области информатики и вычислительной техники возможна смена 2 – 3 технологий в течение 2 – 3 лет, что приводит к существенным изменениям в учебных программах. В связи с этим, удельная стоимость специальных курсов (то есть стоимость, отнесенная к одному студенту) достаточна высока.

Представляется рациональным кооперация нескольких ВУЗов, то есть создание единой системы дистанционного инженерного образования.

В основе такой системы могли бы лежать центры дистанционного обучения, территориально расположенные в ВУЗах и осуществляющие дистанционную подготовку специалистов по единому плану в рамках “виртуального” ВУЗа.

Отметим, что центры дистанционного обучения хранят не только гипертекстовые документы, являясь Web-узлами, но и могут иметь специальные программные средства, например, для выполнения лабораторных работ.

Для выполнения лабораторных работ, в Специализированном центре новых информационных технологий (СЦ НИТ) МГТУ “Станкин” предложена новая технология, основанная на методе объектно-ориентированного моделирования и работающая по клиент-серверной архитектуре.

Технология позволяет студентам, преподавателям и другим сотрудникам центра участвовать в учебном процессе и работе центра дистанционного обучения, независимо от того, находятся они в самом центре или географически удалены от него, причем требования к используемым дистанционным аппаратным и программным средствам весьма невелики. Основной объем работы осуществляет аппаратура, находящаяся в центре.

Эта технология может применяться не только для выполнения и развития лабораторных работ, но и для курсового и дипломного проектирования (в части натурного эксперимента), а также для подготовки бакалаврских и магистерских диссертаций.