ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ШКОЛЕ БЕЗ КОМПЬЮТЕРОВ
Калеников Андрей Викторович, школа 172, Москва
Доказывать необходимость использования телекоммуникационных технологий в современной школе нет особой необходимости, теоретиками образования много сказано и написано. Главная проблема — отсутствие (недоступность для широко круга педагогов) практически реализуемой методики телекоммуникационной деятельности. Естественно, что единой универсальной методики нет, нужны методики для самого широко спектра ситуаций: от классов Pentium’ов до одиночных двушек и трешек.
К сожалению, весьма типичной для российских школ ситуацией является наличие единичных экземпляров очень слабой IBM-совместимой техники. Такая ситуация сложилась и в нашей школе. Наличие одной, 386-ой, машины нельзя считать весомым фактором для начала телекоммуницирования. Но мы решились. Предварительно проведенная встреча с сотрудниками международной лаборатории Вега (www.vega.ru), позволила нам четко осознать свое желание заняться столь интересной и перспективной областью образовательной деятельности. Добрую службу при выработке мотивации сослужили и различные компьютерные журналы. Дискуссии, проводимые по материалам печатных изданий и телепередач, позволили выделить небольшую группу учащихся (инициативную телекоммуникационную группу — ИТГ), которые невзирая на отсутствие в нашей обычной учебной программе темы “Телекоммуникации” были готовы расширить свои познания.
Наша единственная трешка была оснащена модемом на 2400 бод. Благодаря помощи Ассоциации RELARN (www.relarn.ru) у нас появился электронный почтовый ящик. Почтовая система работала по протоколу UUCP и поэтому была не требовательна к ресурсам компьютера, такую почту вполне возможно поставить даже на XT. Между тем мы получили возможность работать с e-mail.
Решение технических проблем было только половиной дела. Дальше возникала главная проблема — и что нам делать с этой почтой? Благодаря многим часам послеурочного сидения за компьютером и незатухаемого желания осуществить контакт, мы начали получать полезную информацию — информацию о сетевых проектах Программы межшкольных связей по Интернет (islp@online.ru). На сегодня, могу заметить, наиболее эффективным в этом плане является электронный “Педсовет по средам”, издаваемый вышеназванной Программой совместно со Школьным сектором Ассоциации RELARN (school-sector.relarn.ru).
Необходимо заметить, что многие члены нашей ИТГ имели домашние компьютеры (в большинстве более мощные, чем школьный). С ростом информационной, если можно так сказать, культуры ребят они начинали использовать свою домашнюю технику не только для игр. Почти все обзавелись и модемами, и e-mail’ами, и доступом в Интернет. У нас начала складываться распределенная телекоммуникационная система, которая позволяла делать многое. Главное было достигнуто: ребята испытывали живой интерес, понимали серьезность, видели образовательную ценность сети. Школьный компьютер (почтовая точка) становился центром, связующим звеном в разных направлениях деятельности.
Мы выделили следующие направления:
1) школьная веб-страничка (172.da.ru);
2) образовательные проекты по разным предметам (особенно русскому и литературе, истории, москвоведению/краеведению);
3) индивидуальная переписка.
Наиболее важным было 2-ое направление, которое позволяло привлекать к новым информационным технологиям учителей-предметников, вести пропаганду, рекламу телекоммуникаций среди широких масс школьников (не только 10 и 11, где была информатика), да и рейтинг школы повышать.
Технология проведения проекта у нас несколько изменялась в силу наших технических условий. Информация о предлагаемых проектах распечатывалась и публиковалась в школьной стенгазете “ReСеть”; координатор сетевой деятельности (я) беседовал с учителями-предметниками на предмет возможности проекта в данный момент; подбиралась класс(ы) или группа учащихся; ИТГ готовила “раздаточный материал” (анкеты, условия и сроки проекта). Тут необходимо отметить, что сроки нас всегда поджимали, потому что приходилось делать лишние “телодвижения” связанные с доведением информации до участников проекта и потом вводом результатов в компьютер через ИТГ — такая вот особенность. Учитель-предметник проводил содержательную часть проекта (иногда в урочное время, иногда как задание на дом) и предавал рукописные результаты ИТГ, которая их и отсылала организаторам проекта. Результаты проектов так же публиковались в стенгазете.
Необходимо признать, что такая методика — привлечения домашней техники учащихся — имеет свои плюсы и минусы, но дает результат. Наша школа его получила, а Вы?