ОПЫТ АТТЕСТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Каймин Виталий Адольфович, Всемирный Распределенный Университет, г. Москва
В докладе обсуждается опыт проведения курсов повышения квалификации и аттестации учителей средних школ и преподавателей вузов и техникумов, проводившийся в 1997-98гг. Российском Государственном Координационном Центре Информационных Технологий в Образовании, в Учебно-методическом кабинете МПС и Карельском ИПК работников образования.
Исходной позицией в повышении квалификации и аттестации преподавателей было подтверждение ими профессиональных знаний в области информатики в соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования, утвержденными правительством Российской Федерации в 1994 году.
Особенностью проводившихся курсов было использование после каждой лекции практикума на персональных ЭВМ по работе с электронными и бумажными учебниками по информатике, созданными по заказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по программе бакалавриата.
Во время практикума преподаватели познакомились с новыми разделами курса информатики, требуемыми государственными стандартами образования, и все без исключения подтвердили свои знания в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Особенностью используемых на компьютерных занятиях интерактивных электронных учебников является то, что они сразу же сообщают оценки вводимых ответов и помогают найти правильные ответы в исходных учебных материалах. При этом слушателям разрешается предварительно проработать все контрольные вопросы с помощью электронных или бумажных учебников и выходить на контроль знаний после соответствующей подготовки.
Результаты многократно проведенных экспериментов показали следующее. Во-первых, все без исключения преподаватели, имеющие практический стаж преподавания не менее двух лет, показывают высокий уровень профессиональных знаний и четко отрабатывают материалы, требуемые государственными стандартами.
Во-вторых, практикум с электронными учебниками на ЭВМ проходит настолько интенсивно, что пятидневная программа курсов проходится за три дня и на третий день все преподаватели демонстрируют знание новых разделов курса, требуемых государственными стандартами.
В-третьих, работая с электронными учебниками, почти все преподаватели без исключения демонстрируют не только свои знания, но умения решать задачи обработки данных на ЭВМ. А именно практически все преподаватели на четвертый день работы демонстрируют умения решать на ЭВМ достаточно сложные задачи обработки данных, требуемые на экзаменах по информатике.
И, наконец, на пятый день работы с электронными учебниками в соответствии со стандартам высшего экономического образования преподаватели предоставляют доказательства правильности программ обработки экономических данных, созданных и отлаженных ими на ЭВМ.
Выполнение последних двух заданий, проверяющие умения решать задачи на ЭВМ, удавалось стабильно достигать со всеми студентами математических и экономических факультетов в течении двадцати лет работы в четырех вузах, но ни разу в течении пятнадцати лет ни с одним из преподавателей информатики ни на одном из многочисленных курсов повышения квалификации.
По завершении курсов слушатели получают сертификаты о соответствии их профессиональных знаний и умений государственным стандартам и комплект из бумажных и электронных учебников по информатике, рекомендованных для студентов Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, и методическое пособие для преподавателей, рекомендованное Международной Академией Информатизации для использования в системе дистанционного образования.
По вопросам заказа учебно-методических комплексов, сертификации и прохождения квалификации обращайтесь в Московскую штаб-квартиру Университета:
Литература