ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Киреев Николай Викторович,
Красноярский государственный педагогический университет, г. Красноярск
В настоящее время дистанционное обучение (ДО) становится всё более популярным. Особенно оно актуально для небольших городов Сибири и Крайнего Севера, а также для ранее закрытых промышленных центров, которые не имеет высших учебных заведений. В Красноярском педагогическом университете разрабатывается система ДО, как для студентов заочного отделения, так и для переподготовки специалистов с высшим техническим образованием по педагогическим специальностям на отделении непрерывного образования. Характерными особенностями формируемых групп ДО являются достаточное оснащение и уровень владения компьютерной техникой, компактное проживание обучаемых.
Для поддержки ДО разработана электронная библиотека (ЭБ). ЭБ включает блок библиографической информации (каталожные карточки, размещение книг и т.п.), поисковую систему (по автору, названию, предметной области, ключевым словам), полнотекстовые методические пособия, издаваемые в КГПУ и подборки ссылок по изучаемым темам. В настоящее время доступ к библиотеке возможен по локальной сети и по запросам через электронную почту. Разрабатывается доступ через InterNet.
ЭБ позволяют внедрять принципиально новые методики и организационные формы обучения, эффективные способы доступа к информационным ресурсам.
Выполнение запросов к преподавателям позволяет формировать заказ на издание новой методической литературы, электронные версии которых сохраняются в базах данных ЭБ.
В курсе "Информационные системы" модель разработанной электронной библиотеки служит для обучения студентов новым информационным технологиям. Курс реализован по методу проектов. Каждый проект реализует один из типов информационных систем (ИС): электронные учебно - методические пособия по отдельным темам, справочные системы и словари, полнотекстовые базы данных, поисковые системы, электронные газеты и серверы новостей, мультимедийные уроки.
В процессе реализации проектов студенты получают навыки реального проектирования, самостоятельных индивидуальных и групповых форм работы.
При этом в педагогическом плане они осваивают принципиально новые методики обучения необходимые для вариативного и дистанционного обучения.