ДИДАКТИКО—МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Коренев Лев Павлович
Орловский государственный технический университет, г. Орел


Система дистанционного обучения, помимо компьютерных средств информационных технологий, требует основательной проработки и проектирования педагогической технологии обучения, включающей разработку дидактико—методического комплекса по управлению учебно—познавательной деятельностью студентов.

В этой дидактико—методической системе основным элементом является методическое обеспечение для организации самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом.

Как показал наш опыт, проектирование технологии обучения по конкретной дисциплине должно осуществляться преподавателем поэтапно и в следующей последовательности.

Прежде всего, преподаватель должен тщательно отобрать содержание дисциплины с учетом требований государственного образовательного стандарта и функциональной направленности будущей профессиональной деятельности специалиста.

Далее, важно структурировать содержание с целью обеспечения наиболее оптимальной логики изучения курса и вместе с тем, задать требуемый уровень усвоения каждого учебного элемента содержания в системе учебных заданий.

В связи с этим следует использовать в учебном процессе такие организационные формы обучения и виды деятельности обучающихся, которые способствовали бы формированию знаний требуемого уровня. Следует также использовать программные продукты и дидактические материалы, способствующие улучшению не только восприятия и осознания изучаемого учебного материала, но и формированию способов самостоятельной деятельности по переработке учебной информации и решению учебных задач.

От преподавателя требуется сконструировать адекватную систему контроля за усвоением учебного материала, формированием умений и навыков. Для достижения этих целей служит корректирующий, рубежный и констатирующий контроль.

Одним из важнейших средств реализации принципов системности и систематичности в дистанционном образовании на практике является блочно—модульный подход к проектированию технологии поэтапного обучения.

При организации самостоятельной учебно—познавательной деятельности обучаемых следует использовать системы учебных заданий различного числа и уровня сложности.

Это позволяет в сравнительно сжатые сроки формировать у студентов качественные знания требуемого уровня.

В состав дидактико—методического комплекса по учебной дисциплине, по нашему мнению, следует включать: рабочую учебную программу по курсу, методические указания и комплект контрольно—тренировочных заданий и упражнений, дидактические материалы содержания по каждому учебному модулю дисциплины (в виде файлов), методические разработки по активным методам проведения компьютерных учебных занятий (дискуссии, деловые игры, телеконференции и др.), методические материалы по выполнению задач и заданий для лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования; а также блок самопроверочных материалов по организации и проведению контроля знаний, умений, навыков самими студентами.