ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ФИРМЫ
Красавин Евгений Васильевич, Трешневская Вероника Октавиановна,
Открытое акционерное общество “Электросвязь” Калужской области,
г. Калуга
В настоящий момент идеи дистанционного образования получили наибольшее развитие в сфере получения базового высшего образования, развивается и школьная сфера. Использованию методов дистанционного образования в среднем профессиональном образовании, в обучении и повышении квалификации рабочих массовых профессий и специалистов производства, к сожалению, уделяется недостаточное внимание, что можно заметить и по материалам конференции “Информационные технологии в образовании” прошлых лет.
Создание на базе операторов электросвязи системы ведомственных центров дистанционного образования, использующих все современные технологии обмена информацией, имеющиеся в распоряжении операторов дает возможность с меньшими затратами средств создавать сеть региональных центров дистанционного образования.
В Калужской области проводится работа по созданию системы дистанционного образования ОАО "Электросвязь" Калужской области. Потребность в постоянном повышении квалификации специалистов ОАО в связи с бурным развитием технологий электросвязи, удаленность подразделений и нехватка научно-технической и методической литературы , делает интенсивное развитие новых методик профессионального образования насущной потребностью предприятия.
При этом было последовательно пройдено несколько этапов в развитии системы ДО по мере внедрения средств передачи информации в различные формы дистанционного процесса.
Первый этап характеризуется односторонним, в основном, информационным потоком "учебный центр - учащийся". Учебные и методические материалы, вопросы для самоподготовки передаются в виде методических и других материалов и посредством телекоммуникационной сети РЕМАРТ. При общении в ходе учебного процесса используются телефонная связь, звуковые конференции.
Второй этап характеризуется использованием в виде учебных материалов дополнительно учебных дискет, пакетов прикладных программ, специально разработанных электронных пособий и учебников. Возрастает информационный поток от учащегося, что позволяет полнее осуществлять контроль за ходом процесса обучения.
Оценка результатов обучения на первых двух этапах производится в очной форме в ходе сертификационных экзаменов.
Третий этап характеризуется полноценным учебным процессом с двунаправленными информационными потоками. Для распространения учебных материалов используется сервер корпоративной сети ОАО. При самостоятельной работе учащегося над материалом используются, в дополнение к вышеназванным, клиент-серверные приложения, базы данных знаний, электронная библиотека научно-учебного центра, информационные ресурсы компьютерных сетей (WWW и др). При общении используются видео и компьютерные конференции. Для оценки результатов обучения, кроме очной формы, используются средства мультимедиа.
В настоящее время в ОАО осуществляется второй этап внедрения технических средств в подготовку кадров и подготовка к третьему.
Основными направлениями работы являются:
В качестве центра ДО выступает Научно-учебный центр ОАО "Электросвязь" Калужской области. Центр оборудован мультимедиа ПЭВМ и рабочими ПЭВМ, объединенными в локальную вычислительную сеть и имеющими доступ к Internet, телефонной сети общего пользования и цифровой сети с интеграцией услуг (ISDN). Мультимедиа ПЭВМ центра ДО предназначены для организации труда пользователя. С помощью аудиокарты, микрофона, графического адаптера и видеокамеры преподаватель организует передачу и прием аудио, графической информации в процессе обмена с обучаемыми. Рабочие ПЭВМ используются для передачи и приема больших объемов текстовой информации, контрольных заданий, передачи обучаемым в сжатом виде файлов с мультимедиа.
В перспективе использование широкополосных цифровых каналов сети связи позволит значительно расширить возможности конференцсвязи.