КОМПЛЕКС “ВИДЕОЛЕКЦИИ — КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ — УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ” ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Курдюмов Георгий Михайлович, Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), г. Москва


Химические дисциплины играют ведущую роль в фундаментальной естественнонаучной подготовке специалистов технологического профиля и ряда смежных направлений. В отличие от дисциплин физико-математического цикла дистанционное обучение общей, неорганической и органической химии, а также другим химическим дисциплинам должно иметь свои специфические особенности, в первую очередь, связанные с необходимостью постоянного обращения к разнообразным веществам, их свойствам и превращениям. Эта задача была решена путём разработки комплекса, включающего необходимые учебно-методические компоненты.

Рассмотрению теоретических основ химии посвящён первый компонент, включающий курс видеолекций, созданный в содружестве с Институтом новых форм обучения (ИНФО). Его отличительной особенностью является широкое использование видеофрагментов, где демонстрируются разнообразные эксперименты, призванные иллюстрировать обсуждаемые химические явления и закономерности.

Практикум, обучающий студентов основам химии (ПОСОХ), является центральной частью комплекса. Здесь главную дидактическую нагрузку несёт компьютерное моделирование химических процессов — от простейших, протекающих в пробирках, до более сложных, требующих специальных установок. ПОСОХ построен по принципу чередования информации, представляемой в виде имитируемого на экране монитора эксперимента и сопровождающих его схем, таблиц, рисунков, с поливариантными заданиями, призванными закрепить материал и проконтролировать степень его усвоения. Использование в качестве зрительного образа текстов, подробных и многочисленных уравнений реакций сведено к минимуму. Особое внимание уделено процессам, идущим с изменением окраски реагентов, так как цвет в химии чрезвычайно информативен.

Третьим компонентом комплекса является пособие “1200 вопросов по химии”. Работа с этим пособием, где каждый вопрос снабжён числовым ответом, позволяет учащимся оперативно проверить эффективность овладения материалом отдельных тем курса в режиме самоконтроля.

В дополнение к описанному комплексу с целью проведения итогового контроля усвоения знаний по данной дисциплине создан электронный экзаменатор ЭПОХА. Отдельные компоненты комплекса могут применяться не только в дистанционном обучении, но и при использовании традиционных методов преподавания химических дисциплин.