РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО НАПОЛНЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
Максимов Александр Васильевич,
Алтайский региональный центр информатизации Минобразования РФ,
Рудский Виктор Валентинович,
Алтайский государственный университет, г. Барнаул
Глобальные сети должны стать основой для интегрирования информационных ресурсов регионов в мировую систему, развития новых информационных технологий. Одной из основных проблем функционирования региональных сетей является почти полное отсутствие в сетях региональной информации, позволяющей региону быть равноправным членом мирового информационного сообщества. Следовательно, построение региональных компьютерных сетей предполагает дальнейшее активное участие регионов в их информационном наполнении.
Университетские центра, наиболее передовые в области глобальных телекоммуникаций, обладающие большим опытом работы, как правило, стоят во главе процесса развития информационных услуг в регионах. Создание региональных телекоммуникационных сетей, как сегментов Internet, предполагает предоставление возможностей для работы с информационными ресурсами данных сетей большому числу региональных пользователей, среди которых большую часть составят учащиеся, работники сферы образования.
Телекоммуникации являются одним из носителей образовательной информации и, следовательно, могут быть использованы для обучения пользователей. Это приводит к созданию принципиально новых видов научно-образовательной деятельности, например, отдельных видов дистанционного образования, семинаров на базе видеоконференцсвязи, электронных изданий, системы удаленного контроля знаний и т.д. Для этого может осуществляться интеграция всего информационного сервиса глобальных сетей: Off-line- и On- line-связь, ftp-сервис, система зеркалирования серверов, видео- и аудиоконференции, система кэширования серверов, шлюзование сетей, организация дистанционного доступа к интегрированным базам данных, системы распределенных WWW- серверов, система поисковых серверов, электронные доски объявлений и телеконференции, электронные справочники, системы учета пользования различными информационными ресурсами, классы и центры открытого доступа в Internet, системы раздельного многоуровневого доступа к информационным ресурсам и ряд других.
Новый вид учебной деятельности, связанный с применением новейших информационных технологий, требует не только применения развитых технических средств и технологий информационного сервиса. Развитие информационных ресурсов в области образования предполагает опережающие мероприятия по подготовке специалистов в области сетевых образовательных технологий (методистов, преподавателей, тьюторов, консультантов и т.д.) и развитие методик преподавания, методов и методик контроля и самоконтроля знаний. Причем применение новых информационных технологий придает импульс для ускорения работ в данной области, и наибольшая часть финансовых затрат должна приходиться именно на разработку методов и методик применения информационных технологий в образовании.
Авторские коллективы, осуществляющие подготовку и выставление образовательной информации, обычно состоят из энтузиастов, осуществляющих определенные проекты по информационному наполнению и актуализацию информационных блоков. Возможно создание альтернативных источников информации. Роль университетских специалистов по информационному наполнению сетей может состоять и в их активном участии, либо в координации работ и оказанию помощи в оформлении и выполнении проектов в части, касающейся сетевых технологий. Кроме того система распределенных WWW- серверов является полигоном для подготовки специалистов по сетевым технологиям.
В Алтайском крае осуществляется активное создание региональных телекоммуникаций и их информационное наполнение. Большую роль в этом процессе играет Алтайский государственный университет, который первым в регионе в 1993 г. создал свой собственный WWW-сервер. Сегодня в крае осуществляется активное развитие регионального сегмента сети RUNNet, провайдером в регионе которой является Алтайский региональный центр информатизации Минобразования РФ "Алтай- Информика". Работа по поддержанию осуществляют специалисты классического и технического университетов, которые в первую очередь заинтересованы в развитии всех видов сетевого информационного сервиса. В сети Altai-RUNNet функционирует $%"obl WWW-серверов, шесть из которых созданы и поддерживаются специалистами Алтайского государственного университета. Эти сервера постоянно пополняются образовательной информацией. Пять сервера АГУ поддерживаются специалистами факультетов (математический, физический, исторический, исторический и региональный). Один из серверов является официальным сервером АГУ. Его поддержанием занимается отдел Центра мультимедиа-технологий. Специалисты отдела в 1996 г. разработали информационную структуру регионального сервера.
Идея информационной структуры, позволяющей осуществлять наполнение сервера не сразу целиком, а по мере готовности информации, а также опыт создания и поддержания регионального WWW-сервера, позволили разработать "Положение о WWW-сервере Алтайского государственного", в котором дана информационная структура. Положение утверждено на Ученом совете университета. Структура сервера определяет схему его информационного наполнения до третьего уровня включительно. Структура размещения информации нижележащих уровней определяется ее составом и тематикой. Назначением официального WWW-сервера является распространение в сетях информации об университете, его образовательной, научной и иной деятельности, выставление электронных изданий учебного, научного и научно-популярного направления, нормативных документов, информации о структуре университета, его жизни.