О ПУТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Пак Николай Инсебович, Симонова Анна Леонидовна,
Филиппов Виктор Викторович, Хегай Людмила Борисовна, Красноярский педагогический университет, г. Красноярск


Для любой системы образования важнейшая роль принадлежит объективному контролю качества знаний и оценке эффективности методик обучения.

Среди существующих дидактических принципов обучения доминирующую роль в настоящее время приобретает гуманистическая парадигма, которая нацелена на развитие индивидуальных качеств личности, предоставления обучаемому методов и средств приобретения знаний. Стремительный рост объема знаний актуализирует проблемы развития эффективных методик обучения, а также совершенствования системы контроля и измерения уровня обученности.

Объективизация оценки качества образования может быть достигнута при наличии хорошо структурированной модели знаний предметной области и огромного числа экспертных тестовых заданий, разработанных большим числом педагогов-экспертов.

Для подобных целей удобнее представлять модели знаний модульно, а каждый модуль в виде семантического графа. В вершинах графа размещаются понятия предметной области с их свойствами, а связи между ними определяются отношениями между понятиями.

Семантический граф знаний удобен для формирования тестовых заданий. Причем разрабатываемые тесты могут иметь различную степень оценки качества и глубины знаний в зависимости от уровня тестируемого понятия, его свойств и связей.

Тесты зависят от экспертов, которые их придумывают. При небольшом числе экспертов они носят существенные элементы субъективизма. Необходимо привлечь большое число экспертов и из разных регионов для создания банков тестовых заданий.

Тестовое количественное измерение уровня и качества знаний обучаемого требует шкалирования (калибровки) тестов. И этот вопрос может быть положительно решен при проведении тестовых экспериментов на большом числе испытуемых.

Решить эти проблемы в настоящее время могут позволить телекоммуникационные системы и информационные технологии.

В Красноярском регионе разработан телекоммуникационный проект создания тестов по курсам школьной информатики.

Идея и замысел проекта заключается в разработке модели знаний курса, форм тестовых заданий и технологии формирования тестов по каждому модулю. Организуется региональная телеконференция для учителей информатики, преподавателей ВУЗов по разработке и сбору тестовых заданий. На этой основе формируется их банк. Далее осуществляется первичная фильтрация тестового пространства, разбиение тестов на классы эквивалентности (класс эквивалентности - это множество тестовых заданий по одной теме и таких, что выполнение обучаемым одного из них гарантирует выполнение остальных), а затем происходит наполнение компьютерной тестовой системы.

Полученная тестовая система анализируется и изучается участниками телеконференции посредством постановки педагогического эксперимента на большом числе испытуемых. Все результаты распределенного по времени и месту тестовых экспериментов объединяются в единую базу и обрабатываются с целью корректировки теста, выбора шкалы измерения уровня обученности.

Проект предполагается расширить на республиканский уровень, а затем на международный.