Дистанционное обучение в системе заочного образования
Пономарев Сергей Михайлович, Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород
Система заочного обучения, существующая в настоящее время, имеет целый ряд недостатков. Это прерывистость учебного процесса, отсутствие постоянной обратной связи, проблема контроля качества обучения, затрудненный доступ к библиотечным фондам, и т.д. Все это снижает эффективность высшего заочного образования, делая его образованием более низкого уровня, по сравнению с тем, что дает очная форма обучения. Альтернативой заочной формы обучения, лишенной его недостатков, но имеющей все его положительные стороны, может стать дистанционное обучение.
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования предполагает использование новых средств обучения в области технологии коммуникации и Multimedia. Средства телекоммуникации являются центральным звеном в системе дистанционного обучения, позволяющими обеспечить максимальную пространственную и временную независимость обучаемых и привлечения преподавателей независимо от места жительства. Использование компьютерных сетей для указанных целей предполагает наличие следующих необходимых разделов или компонентов, обеспечивающих учебный процесс.
В первую очередь это раздел “Администрация и службы” для решения административно-технических вопросов. В рамках этого раздела можно получить доступ к справочной информации по всему комплексу образовательных услуг университета, службе приема, создать персональный банк данных, записаться на элективные курсы и т.д.
Следующий раздел “Учебные занятия”, где студент получает доступ к лекциям, семинарам, практическим занятиям в различных формах исполнения. Через данный раздел возможна непосредственная связь с преподавателем, а также сдача экзаменов и зачетов.
“Научный центр” обеспечивает возможность занятия научно-исследовательской работой, выбор научного руководителя, создания исследовательских групп, связь с редакционно-издательским отделом.
“Библиотека” позволяет получить доступ к каталогу университетской библиотеки и осуществить выбор и заказ и просмотр необходимой литературы. Кроме того, существование этого раздела даст возможность доступа к другим библиотекам.
Для осуществления различного рода платных услуг может быть создан раздел “Дополнительные образовательные услуги”. В рамках этого раздела возможно осуществление переподготовки и повышения квалификации.
Кроме вышеназванных возможно создание еще целого ряда разделов. Например “Частные объявления” и т.д.