КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМАХ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Розина Ирина Николаевна, Ростовский государственный педагогический университет, г. Ростов-на-Дону
В июне 1998 г. в г. Фрайбурге, Германия, проходила 10-ая международная конференция по образовательным телекоммуникациям Ed—Telecom’98, организованная Ассоциацией по продвижению компьютеризации в образовании ААСЕ (Association for the Advancement of Computing in Education). В конференции принимали участие около полутора тысяч представителей из 46 стран. Наибольшее число участников представили 10 стран — США, Германия, Австралия, Канада, Япония, Англия, Испания, Австрия, Нидерланды и Франция, где существует наиболее высокий уровень использования информационных технологий в образовании. На конференции обсуждался большой круг вопросов, связанных с использованием компьютерных телекоммуникаций (КТ) в образовании, как, например, специфика страны и глобальное образование; педагогические проблемы и стратегии учения и обучения; виртуальное и дистанционное образование, навигация в глобальных сетях и т. д. Наибольший интерес вызвал ключевой доклад профессора Норберта Стрейча о результатах проекта Немецкого Национального Исследовательского Центра по Информационным технологиям и Института Информационных систем (Германия) по соединению реального и виртуального информационного пространства (“интеллектуальная комната” с взаимосвязанными компьютерными устройствами, сенсорными экранами, встроенными в привычные атрибуты классной комнаты ѕ доска, стол, стулья).
Некоторые выводы по использованию КТ и глобальных компьютерных сетей в образовании на основании материалов конференции и впечатлений российского участника конференции и “пионера” в КТ будут представлены в докладе. Для начала определим, чем не является рассматриваемая инновационная форма обучения (online teaching). Она
Несомненно, все эти “не” порождают вопросы и сомнения у многих, но не у членов ассоциации ААСЕ. Рассмотрим, что противопоставляют этим негативным взглядам энтузиасты рассматриваемых инноваций.
Заметим, что у российских студентов и преподавателей, как и у других не англо-говорящих пользователей, существует проблема с англоязычной сетевой терминологией. В РГПУ мы пытаемся решить эту проблему с помощью печатного издания и разработки электронного варианта “Терминологического словаря пользователя Интернет”. Многие термины и их дефиниции взяты из сетевого словаря NetGlos мирового лингвистического института (http://wwli.com), в создании русскоязычной версии которого автор принимала участие.
В беседах с коллегами из разных стран проявлялась общая закономерность в определении нашей роли, как пионеров и энтузиастов инновационных форм обучения. Мы часто являемся стимулом для коллег по работе, но иногда “костью в горле”. Cвою роль мы видим в демонстрации эффективности инноваций, возможности более широкого выбора при использовании КТ, помощи начинающим. Аналогична наша роль в отношении студентов. Мы должны помочь им в продвижении к их собственным, реалистичным целям. Именно эту задачу мы поставили перед собой при организации дистанционного курса в Денверском университете США для группы студентов РГПУ (Technical Writing).
И последнее, мы должны сами многому научиться, многое понять и пересмотреть, используя новое дидактическое средство, каковым являются КТ. При использовании инноваций на основе малоизведанных технологий мы все де факто становимся учениками — и студенты и преподаватели. Замечательно, если мы на несколько шагов впереди своих учеников. Многие преподаватели предпочитают чувствовать себя “Истиной в последней инстанции”, но если чувствовать себя “вечным студентом”, что более приемлемо для динамично развивающейся дисциплины, каковой является информатика, то мы достигнем больших успехов в совместном обучении. Как говорится, любую большую перестройку следует начинать с себя.
Литература:
1. Proceedings of Ed-Media / Ed-Telecom 98, World conference on education multimedia and hypermedia & world conference on educational telecommunications - Freiburg, Germany; June 20-25, 1998. - Charlottesville , VA, USA:AACE.