КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМАХ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Розина Ирина Николаевна, Ростовский государственный педагогический университет, г. Ростов-на-Дону


В июне 1998 г. в г. Фрайбурге, Германия, проходила 10-ая международная конференция по образовательным телекоммуникациям Ed—Telecom’98, организованная Ассоциацией по продвижению компьютеризации в образовании ААСЕ (Association for the Advancement of Computing in Education). В конференции принимали участие около полутора тысяч представителей из 46 стран. Наибольшее число участников представили 10 стран — США, Германия, Австралия, Канада, Япония, Англия, Испания, Австрия, Нидерланды и Франция, где существует наиболее высокий уровень использования информационных технологий в образовании. На конференции обсуждался большой круг вопросов, связанных с использованием компьютерных телекоммуникаций (КТ) в образовании, как, например, специфика страны и глобальное образование; педагогические проблемы и стратегии учения и обучения; виртуальное и дистанционное образование, навигация в глобальных сетях и т. д. Наибольший интерес вызвал ключевой доклад профессора Норберта Стрейча о результатах проекта Немецкого Национального Исследовательского Центра по Информационным технологиям и Института Информационных систем (Германия) по соединению реального и виртуального информационного пространства (“интеллектуальная комната” с взаимосвязанными компьютерными устройствами, сенсорными экранами, встроенными в привычные атрибуты классной комнаты ѕ доска, стол, стулья).

Некоторые выводы по использованию КТ и глобальных компьютерных сетей в образовании на основании материалов конференции и впечатлений российского участника конференции и “пионера” в КТ будут представлены в докладе. Для начала определим, чем не является рассматриваемая инновационная форма обучения (online teaching). Она

Несомненно, все эти “не” порождают вопросы и сомнения у многих, но не у членов ассоциации ААСЕ. Рассмотрим, что противопоставляют этим негативным взглядам энтузиасты рассматриваемых инноваций.

  1. Компьютерное обучение сегодня является дорогим, но оно становится дешевле день ото дня во всем мире. По результатам одного из исследований 67% школ США имеют доступ в Интернет. Американцы сравнивают сегодняшний ПК с калькулятором в 1977 году, и, со свойственным им оптимизмом, предполагают, что к 2007 г. или раньше ПК будут по стоимости аналогичны скрепкам для бумаг. Кроме того, пионеры всегда платят большую цену, чем идущие вслед.
  2. Несомненно, внедрением КТ в обучение пока занимаются только энтузиасты, но кто может поручиться, что компьютерные сети не изменят культуру, образование, досуг в ближайшем будущем, наблюдая за бурной динамикой их развития? Трудно назвать такую дисциплину, в которую бы не пытались внедрить технологии КТ участники мировой конференции.
  3. Возможно, для отдельно взятого студента или преподавателя инновационные формы не столь желанны, как обучение в традиционном классе. Но при взгляде на активность, которую проявляют студенты при появлении возможности общения с человечеством посредством КТ, проникаешься уверенностью в необходимости усилий в этом направлении. Разве повышение мотивации обучения не является существенным фактором?
  4. Мы часто стараемся опередить время внедрением новейших достижений, которые, на наш взгляд, являются перспективным направлением. Так компьютерные технологии не оправдали многих надежд, возлагаемых на них при их внедрении в образование. Так, при наличии возможности интерактивного взаимодействия, мы предпочитаем текстовые послания по электронной почте. Многие проекты основаны на простых технологиях размножения электронной почты — listserv, newserv или е-mail, доступных большинству пользователей в мире. Мы должны не забывать “смотреть под ноги”, устремляясь в будущее.
  5. Гипертекстовые нелинейные структуры являются аналогом нашего мышления. В преподавании, обучении стараются придерживаться последовательного, линейного изложения материала. Гипертекстовые структуры дают возможность вариаций, отступлений, поворотов, к которым часто прибегают преподаватели. Не смотря на сложность манипулирования гипертекстовыми структурами, они позволяют учитывать практически любые варианты изложения материала, в том числе и линейного.
  6. Большинство дистанционных курсов включают параллельное использование других форм обучения (печатные тексты, аудио, видео материалы). Кроме того, зачастую существует необходимость предварительного обучения начинающих пользователей в традиционной лекционно-семинарской форме, как, например, обучение использованию программ-клиентов, стратегии поиска информации в глобальных сетях, рассмотрение возможных технических трудностей удаленного доступа.

 

Заметим, что у российских студентов и преподавателей, как и у других не англо-говорящих пользователей, существует проблема с англоязычной сетевой терминологией. В РГПУ мы пытаемся решить эту проблему с помощью печатного издания и разработки электронного варианта “Терминологического словаря пользователя Интернет”. Многие термины и их дефиниции взяты из сетевого словаря NetGlos мирового лингвистического института (http://wwli.com), в создании русскоязычной версии которого автор принимала участие.

 

В беседах с коллегами из разных стран проявлялась общая закономерность в определении нашей роли, как пионеров и энтузиастов инновационных форм обучения. Мы часто являемся стимулом для коллег по работе, но иногда “костью в горле”. Cвою роль мы видим в демонстрации эффективности инноваций, возможности более широкого выбора при использовании КТ, помощи начинающим. Аналогична наша роль в отношении студентов. Мы должны помочь им в продвижении к их собственным, реалистичным целям. Именно эту задачу мы поставили перед собой при организации дистанционного курса в Денверском университете США для группы студентов РГПУ (Technical Writing).

 

И последнее, мы должны сами многому научиться, многое понять и пересмотреть, используя новое дидактическое средство, каковым являются КТ. При использовании инноваций на основе малоизведанных технологий мы все де факто становимся учениками — и студенты и преподаватели. Замечательно, если мы на несколько шагов впереди своих учеников. Многие преподаватели предпочитают чувствовать себя “Истиной в последней инстанции”, но если чувствовать себя “вечным студентом”, что более приемлемо для динамично развивающейся дисциплины, каковой является информатика, то мы достигнем больших успехов в совместном обучении. Как говорится, любую большую перестройку следует начинать с себя.

 

Литература:

1. Proceedings of Ed-Media / Ed-Telecom 98, World conference on education multimedia and hypermedia & world conference on educational telecommunications - Freiburg, Germany; June 20-25, 1998. - Charlottesville , VA, USA:AACE.