МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА "ИНФОРМАТИКА"
В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Коренев Лев Павлович, Семина Елена Викторовна,
Орловский государственный технический университет, г. Орел
При подготовке специалистов по дистанционной технологии обучения важное значение приобретает курс "Информатика".
Одной из главных целей преподавания курса является подготовка пользователя, владеющего основными навыками работы на персональном компьютере с использованием типовых операционных оболочек и прикладных программ, умеющего подготавливать и редактировать различные документы. Не менее важной целью является также создание у будущего специалиста базы для дальнейшего самостоятельного освоения им информационных технологий и применения их в других предметных областях.
Вместе с тем, основные навыки использования технических средств дистанционного обучения и программного обеспечения закладываются именно в процессе изучения данной дисциплины, что делает ее базовой в системе дистанционного образования. Поэтому требования к уровню подготовки студентов по курсу достаточно высокие и многоплановые.
Многие вопросы содержания дисциплины должны быть изучены ими не только на уровне воспроизведения учебной информации и приобретения навыков действия по образцу, но и умения применять полученные знания для решения нестандартных задач в нетиповых ситуациях.
Все это требует от преподавателя тщательной педагогической разработки технологии изучения курса, которая базировалась бы на современных технических средствах в образовании, новых информационных (и компьютерных) технологиях обучения, а также дидактических (собственно педагогических) технологиях, методически обеспечивающих формирование компьютерной грамотности специалиста и его владение компьютером как средством труда специалиста.
В этом аспекте одной из главных проблем дистанционного обучения в технологическом плане становится грамотное управление учебно—познавательной деятельностью студентов. Такое управление может осуществляться преподавателем опосредованно, прежде всего через содержание и структуру учебно—методических материалов и программных средств. В этом случае компьютер используется преподавателем и как средство подготовки и хранения учебной информации, и как средство управления учебно—познавательной деятельностью, и как средство контроля за полнотой усвоения знаний учебного материала, формирования умений и навыков.
При дистанционном обучении основной организационной формой учебной деятельности является самостоятельная работа студентов над учебной информацией, которая может быть подготовлена как на бумажной основе, так и в виде аудио— и видеоматериалов.
На практике важно, чтобы учебная деятельность студентов проводилась по индивидуальному плану—графику, построенному по модульному принципу. Именно в соответствии с ним производится рассылка учебных материалов, включающих: рабочую учебную программу курса, изложение содержания материала по конкретному модулю (в виде файлов), методические указания по его изучению, рекомендации по работе с литературой, вопросы и упражнения для самопроверки, итоговые контрольные вопросы, а также корректирующие и рубежные контрольные задания.
Кроме того, важно, чтобы студенты имели возможность изучать теоретическую часть курса как по печатным материалам, так и с помощью электронных гипертекстовых пособий. Внедрение мультимедиа—технологий позволяет наглядно иллюстрировать теоретическую часть.
Важное значение в обучении приобретают лабораторные работы, которые включают следующие элементы: описание работы (учебный материал по тематике работы); методику работы (информация по последовательности выполнения работы); допуск к работе (контрольные вопросы перед началом практической деятельности); задания для выполнения; итоговые задания и вопросы для констатирующего контроля (зачет, незачет); список рекомендуемой литературы.