К ВОПРОСУ О КОНСТРУИРОВАНИИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Симонова А.Л., КГПУ


Для создаваемых дистанционных курсов актуальным является объективизация контроля качества их усвоения. Повысить объективность контроля позволяют тесты. Однако, в настоящее время возникают большие сложности при составлении тестов обладающих высокими качествами.

Целью настоящей работы было — совершенствование методов разработки тестов, на основе диагностического пробного тестирования.

Существенно упрощает процесс составления тестовых заданий использование хорошо структурированной модели знаний, представленной в виде семантического графа. Построенной в таком виде модели знаний несложно формировать тестовые задания, поскольку в модели наглядно представлены понятия и взаимосвязи между ними.

Для компьютерного тестирования наиболее удобно использовать тестовые задания в канонической форме (вопрос и четыре альтернативных ответа). Для диагностики ошибок в четыре варианта ответов необходимо закладывать долю ошибки. С целью выявления наиболее часто встречающихся ошибок проводится тестовый эксперимент с использованием тестовых заданий с открытой формой (например: Память для хранения временной информации называется _______________).

Такой эксперимент позволяет исключить вопросы, на которые всегда отвечают или, наоборот, всегда не отвечают, определить наиболее часто встречающиеся ошибки, которые затем закладываются в четыре варианта альтернативных ответов.

На факультете информатики Красноярского Государственного Педагогического университета был проведен пробный тестовый эксперимент по школьному курсу информатики. Тест включал 48 тестовых заданий с открытой формой по всем разделам школьного курса информатики. Эксперимент проводился среди абитуриентов, посещающих подготовительные курсы, среди учащихся 11 классов, а так же среди студентов 1 курса.

Ответы учащихся использовались в качестве вариантов ответов при построении канонических тестов.

Например: на вопрос "Процессы получения, хранения, преобразования и передачи информации называются _______________" были получены следующие ответы:

  1. Обработка информации
  2. Информационные процессы
  3. Вычисления
  4. Информатика
  5. Динамические процессы

(Ответы перечислены в порядке убывания числа повторений). После чего составляется тестовое задание в канонической форме, содержащее в качестве вариантов ответов первые четыре ответа из списка полученных.

По предложенной схеме был разработан тест по школьному курсу информатики, который по оценкам экспертов обладает повышенными диагностическими характеристиками.

В докладе обсуждаются экспериментальные результаты тестирования и представляется методика построения канонических тестов с использованием ответов учащихся, полученных с помощью пробного тестирования по открытой форме.