ПРОБЛЕМЫ РЕЙТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В.И. Солдаткин, Межвузовский центр дистанционного образования, Минобразования России
Начиная с начала 90-х годов в России среди научно-педагогической общественности и представителей педагогического менеджмента проявляется интерес к дистанционным образовательным технологиям (ДО). В настоящее время ДО эмпирически широко внедряется в педагогическую практику. Количество образовательных учреждений дистанционного обучения (ОУДО) постоянно растет и возникает необходимость в координации их деятельности, регистрации, проведении рейтинга и многочисленные другие задачи, которые решаются в созданном Минобразованием России Межвузовском Центре ДО (МЦДО).
Для определения рейтинга ОУДО в Научно-исследовательском институте ДО (НИИ ДО МЭСИ) была разработана методика, базирующаяся на материалах Госинспекции по аттестации образовательных учреждений Министерстве образования России. В этой методике для оценки деятельности ОУДО используются такие показатели, как количественные и качественные показатели профессорско-преподавательского состава, студентов, характеристики материально-технической базы, включая компьютерную технику, количество и направления проводимых НИР и т.д.
Анализ функционирования реальных ОУДО показал, что имеются существенные отличия в номенклатуре показателей и их содержании. Например, по используемым информационным средствам дидактического взаимодействия преподавателей и обучаемых в традиционных ОУ не используется электронная и традиционная почты, телеконференции. В ОУДО расширена номенклатура средств обучения за счет средств теледоступа, изменен акцент, структура и содержание традиционных средств- бумажных изданий, аудио и видеоматериалов. Имеют отличия и организационные моменты проведения учебного процесса: вступительные испытания, организация образовательного процесса во времени и др. Это не позволяет воспользоваться рассмотренной типовом списком параметров для традиционных ОУ, а заставляет составить другой, специально разработанный для ОУДО.
Данный перечень представляет собой структурированный набор параметров, охватывающий структуру, учебно-воспитательный процесс, административно- хозяйственную деятельность, материально-техническую базу и другие стороны жизнедеятельности ОУДО.
В концентрированном виде набор параметров представляет собой следующую систему взаимосвязанных элементов:
С нашей точки зрения этот список можно интерпретировать как описательную модель ОУДО, которая представляет собой систему показателей, характеризующих учебно-методическую, административную, юридическую, материально-техническую и др. стороны функционирования ОУДО на рынке образовательных услуг.
Технологически для проведения рейтинга совокупности анализируемых ОУДО с использованием разработанной модели, каждый параметр модели снабжается весовыми коэффициентами, полученными на основе экспертного опроса ведущих специалистов в области дистанционного обучения. Суммирование количественных значений показателей модели, перемноженными на весовые коэффициенты, позволяет оценить эффективность деятельности конкретного ОУДО, а затем провести сравнение их между собой.
Применение данной методики было апробировано в МЦДО. К настоящему моменту времени в МЦДО зарегистрировано более сотни ОУ. Регистрация и определение их рейтинга проводилась путем заполнения ими специально разработанных регистрационных и рейтинговых форм. Эти формы помещены на сервере МЦДО (http://www.fcdе.ru). В МЦДО можно зарегистрироваться по сети ИНТЕРНЕТ и, кроме того, регистрация может быть проведена традиционным способом по почте.
Получены обобщенные результаты рейтинга и обобщенные результаты социологического опроса, проведенного среди ОУДО, зарегистрированных в МЦДО, постоянный социомониторинг показывает, что 65% из опрошенных участников указывают на отсутствие координации ДО в масштабе России. Проблемой в развитии ДО считают отсутствие первоначальных вложений (70%), материальной заинтересованности (62%), МТБ (52%), телекоммуникаций (45%). Но плохой знак- отсутствие информации об опыте ДО (45%), о научных разработках ДО (35%), об управлении ДО (25%), в СМИ (21%), о клиентах ДО и о конференциях ДО (18%). Проблемой считают консерватизм преподавателей (38%), администрации образовательного учреждения (3%).