СОЗДАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ
В ШКОЛЕ
Сухов Вячеслав Григорьевич, Соловьев Владимир Георгиевич,
Физико-математическая школа №2 г. Сергиева Посада
Телекоммуникации прочно вошли в жизнь людей всей планеты. Можно говорить об этом во вполне утвердительной форме, так как такую технологию общения и получения информации уже никак нельзя считать экзотической, напротив, она стала доступной даже в нашей стране.
В свое время в журнале “Информатика и образование” была опубликована “Концепция информатизации образования”, в одном из пунктов которой было четко сформулировано, что ведущим звеном процесса информатизации образования является изменение целей и содержания обучения, т. е. еще шесть лет назад всем творящим и работающим в области образования предлагалось обратить внимание на необходимость корреляции содержания обучения с уровнем информатизации общества.
1. С точки зрения учащихся школа становится одним большим классом.
- Скажем, на уроке информатики те из школьников, кто занимаются курсовыми проектами по особой программе, нуждаются в совершенно конкретной рабочей среде и должны иметь доступ к определенному набору программных средств. Локальная сеть в кабинете информатики позволяет за секунды на любом компьютере получить индивидуально настроенную на конкретный проект учащегося рабочую среду, не прибегая к инсталляции всех программных инструментов на все машины класса.
- Используя этот подход в отношении других предметов (по сути компьютер не отличается от школьной парты и доски - на парте может лежать любой учебник, на доске быть нарисована любая схема, на компьютере запущена любая программа), можно проводить занятия предметами, для которых имеется программная поддержка, в любом оборудованном компьютерами кабинете.
2. С точки зрения учителей-предметников школа становится объединенным образовательным пространством.
-В тот момент, когда человек получает возможность иметь всю необходимую информацию "на кончиках пальцев", происходит маленькая революция в сознании. Возможность не вставая с места, нажатием нескольких клавиш, например, на уроке физики обратиться к необходимому математическому аппарату и тут же выполнить необходимые вычисления, или на уроке иностранного языка получить доступ к базе экономических данных страны, возводит процесс обучения на качественно новый уровень. Локальная сеть позволяет как персонифицировать программную среду каждого пользователя, так и образовывать единые массивы данных, совместно используемые на любом рабочем месте. Сеть идеально подходит для публикации знаний и не имеет конкурентов по скорости обновления содержания.
3. Для администрации школы задачи управления учебным процессом обретают новые способы решения.
- Одним из вариантов использования сети, снискавший большую популярность за рубежом, состоит в организации компьютерной доски объявлений. В предположении, что каждый учащийся и педагог имеет свободный и постоянный доступ к серверу сети, любые объявления проще, быстрее и надежнее делать электронным способом, нежели обходить всех адресатов "пешком". Устные объявления во время урока мешают учебному процессу, кроме того усваивание информации происходит гораздо эффективнее в том случае, когда ученик (и учитель) целенаправленно заходит на страницу сервера, а не слушает "в пол-уха", будучи отвлечен от урока. Кроме того, доски объявлений позволяют возродить незаслуженно забытые стенгазеты, но уже в электронном виде, как классные, так и тематические по предметам.
- Наличие школьной сети позволяет решать и задачи учета посещаемости, вплоть до почасового аудита работы каждого учащегося. Для сбора информации требуются ничтожно малые доработки стандартного сценария входа пользователей в сеть.
- Возможность проведения уроков без жесткой привязки к кабинетам (см. п.2) дает больше свободы в составлении расписания, что в конечном итоге влияет на комфортность обучения как с точки зрения школьников, так и преподавателей.
-В принципе возможное управление другими компьютерами по сети дает и весьма специфические преимущества: в беседе с родителями в учительской, например, можно показать "процесс" написания сочинения, когда ученик находится в кабинете русского языка (и набирает текст на компьютере). Впрочем, можно и тут же исправить его ошибки.
- Внедрение интернет - технологий в учебный процесс привносит как новые возможности, так и придает новые свойства уже имеющимся.
- Использование глобальной информационной сети в качестве всемирной библиотеки трудно переоценить. В настоящее время известно более двадцати поисковых машин, которые позволяют строить запросы в том числе с учетом морфологии русского языка. Имеются ссылки на порядка 40 миллиардов документов Сети, позволяя на практически любой вопрос получить исчерпывающий развернутый ответ.
- Все, так или иначе заметные, мероприятия находят отражение в серверах Сети, что дает возможность получать историческую, статистическую и иную информацию "из первых рук".
-В Сети функционируют множество виртуальных телевизионных камер, установленных по всему миру, что позволяет виртуально присутствовать практически в любом месте планеты и наблюдать прямые трансляции всех важнейших событий.
- Крупнейшие радио- и телестанции мира имеют дублирующие каналы вещания в интернете, что дает шанс быть в курсе всех последних новостей, хотя это и тяжело физически.
- Совместные проекты, как взрослых ученых, так и школьников, также стали возможны благодаря Сети. При этом продуктивность растет, как ни удивительно, и по такой простой причине, как сдвиг часовых поясов. Скажем, коллеги из Токио передают этап в Москву, москвичи в Вашингтон. В результате проект развивается круглые сутки.
- Такие возможности интернета, как электронная почта и чат, позволяют общаться людям независимо от их текущего физического местонахождения. Это дает возможность получать советы и консультации от ученых, специалистов, известных людей, недоступных иначе в реальности.
- Интернет дает возможность напрямую эффективно сотрудничать с зарубежными научными организациями, что дает неоценимый выигрыш в плане обучения и повышения квалификации как учителей, так и учащихся.