ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СУНЦ УРАЛЬСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА

Уткин Дмитрий Иванович, Уральский государственный университет, Специализированный учебно-научный центр, г. Екатеринбург


Специализированный учебно-научный центр Уральского госуниверситета (СУНЦ УрГУ) был создан в 1989 году для отбора и обучения старшеклассников Уральского региона, проявивших склонности к изучению профильных дисциплин. В основу концепции образования в лицее УрГУ (так в городе называют СУНЦ) положена университетская модель учебного процесса. Автор знакомит с опытом использования компьютерных сетей и ресурсов Интернет в учебном процессе лицея.

В СУНЦ разработаны курсы и проводятся факультативные занятия по знакомству как с базовыми сервисами Интернет, так и специализированные, например “Web-лаборатория”. Автор проводит курс “Сетевые технологии и Интернет”, который выполнен в двух реализациях: пользовательский и углубленный. Созданная в лицее сетевая инфраструктура позволяет на практике закрепить полученные знания. Учащийся может получить и свой персональный электронный адрес и место под собственную Home page.

Учитывая важную роль развития способностей самостоятельного познания мира у современного школьника, автор вопрос: "Нужен ли Интернет школам?" рассматривает в контексте "образовательного потенциала” Интернет для школ. Всемирная сеть Интернет предоставляет уникальные возможности для творчества учащихся, и автор проводит анализ использования ресурсов Интернет школьниками.

На протяжении пяти лет в области проходят научно-практические конференции компьютерных пользователей (как правило, на базе СУНЦ УрГУ). Если в первые годы были только робкие попытки затронуть тему Интернет в рефератах, то в 1997 году при рассмотрении творческих работ учащихся возникла новая конкурсная номинация "Интернет". Впервые появились работы учащихся в форме Web-страничек. На областной научно-практической конференции компьютерных пользователей в 1998 году уже более трети работ учащихся были представлены в новой номинации. Многие учащиеся при работе над своими творческими работами использовали Интернет в качестве источника информации. Растет и число творческих работ учащихся по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов, в которых широко используются актуальные материалы из Интернет.

Телекоммуникационные проекты сегодня заняли особое место в творчестве учащихся. Они представляют нетрадиционные для отечественной школы модели учебного процесса, в которых целью обучения становятся развитие самообразовательной активности учащихся, направленной на освоение нового опыта. Богатый опыт проведения школьных сетевых проектов в рамках программ "Проекта Гармония" представлен в книге Ястребцовой Е. "Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах". Автор знакомит с опытов ведения совместного телекоммуникационного проекта СУНЦ и Cyberschool (USA) в области гуманитарных дисциплин .

Ежегодно участвует СУНЦ и в российской дистанционной олимпиаде старшеклассников "Телетестинг". У школьников она имеет живой интерес. Рейтинговая система получения оценки по базовым предметам школы в масштабе страны порождает у учащихся соревновательный дух в хорошем смысле этого слова.

Уверен, что постепенно альтернатива: "Internet — мода или реальная потребность?” для школ будет приобретать звучание "Интернет — это реальность".