Программные средства обработки трехмерной графики
На персональных компьютерах основную долю рынка программных средств обраотки трехмерной графики занимают три пакета. Эффективней всего они работают на самых мощных машинах (в двух- или четырехпроцессорных конфигурациях pentium ii/iii, Xeon) под управлением операционной системы Windows NT.
Программа создания и обработки трехмерной графики 3D Studio Мах фирмы Кinetik изначально создавалась для платформы Windows. Этот пакет считается "полупрофессиональным". Однако его средств вполне хватает для разработки качественных трехмерных изображений объектов неживой природы (рис. 9). Отличительными особенностями пакета являются поддержка большего числа аппаратных ускоритеей трехмерной графики, мощные световые эффекты, большое число дополнений, созданных сторонними фирмами. Сравнительная нетребовательность к аппаратным ресурсам позволяет работать даже на компьютерах среднего уровня. Вместе с тем по средствам моделирования и анимации пакет 3D Studio Мах уступает более развитым программным средствам.
![]()
Рис. 9. Трехмерное моделирование ландшафта средствами 3D Studio Мах Программа Softimage 3D компании Microsoft изначально создавалась для рабочих станций SGI и лишь сравнительно недавно была конвертирована под операционную систему Windows NT. Программу отличают богатые возможности моделирования, наличие большого числа регулируемых физических и кинематографических параметров. Для рендеринга применяется качественный и достаточно быстрый модуль Mental Rау. Существует множество дополнений, выпущенных "третьими" фирмами, значительно расширяющих функции пакета. Эта программа считается стандартом "де-факто" в мире специализированных графических станций SGI, а на платформе IBMPC выглядит несколько тяжеловато и требует мощных аппаратных ресурсов.
Наиболее революционной с точки зрения интерфейса и возможностей является программа Mаyа, разработанная консорциумом известных компаний (Alias, Wavefront, ТDI). Пакет существует в вариантах для разных операционных систем, в том числе и Windows NT. Он имеет модульное построение и включает следующие блоки.
Base — содержит ядро программы. Обеспечивает поддержку основных инструментов моделирования, инверсной кинематики, обработки звука, имитации физических твердых тел, захвата движения, рендеринга и основных наборов эффектов.
Мaya F/Х — набор дополнительных модулей, поддерживающих эффекты обработки систем частиц и моделирования физики взаимодействия мягких тел.
Маyа Роwer Моdеlеr — в основном содержит мощные средства полигонального и сплайнового моделирования объектов;
Маyа Artisan — наиболее передовой модуль, позволяющий обрабатывать виртуальные модели методами, характерными для реальной работы скульпторов и художников. Позволяет, к примеру, рисовать по поверхности объекта "кистями", сглаживать поверхности или делать их более шероховатыми "скульптурными резцами";
Маyа Cloth — предназначен для моделированияодежды;
Маyа Fur — модуль для имитации поверхностей, покрытых шерстью или мехом (рис. 10);
Маyа Live — сценарный модуль, обеспечивающий сопряжение реальных съемок (на "натуре") с компьютерной анимацией.
Инструментарий Маyа сведен в четыре группы: Animation (анимация), Modeling (моделирование), Dinamic (физическое моделирование), Rendering (визуализация). Удобный настраиваемый интерфейс выполнен в соответствии с современными требованиями. На сегодняшний день Маyа является наиболее передовым пакетом в классе средств создания и обработки трехмерной графики для персональных компьютеров.
![]()
Рис. 10. Моделирование меховой поверхности средствами пакета Мауа