При оптимизации текстов возникает необходимость в информации об 
  использовании ключевых запросов в поисковых системах. Обладая статистикой 
  поисковых запросов своей тематики, нетрудно определить ключевые 
  слова страниц, заголовки и описания.
  
  На западе для выявления англоязычных запросов существуют такие сервисы, 
  как Wordtracker (www.wordtracker.com). 
  В бесплатной версии данный сервис предусматривает ограниченный отчет 
  по поисковым запросам. Для получения полного отчета по интересующей 
  тематике необходимо оформить платную регистрацию. При  
  системном подходе можно немало почерпнуть и в бесплатной версии.
  
  Можем ли мы узнать, какими запросами пользуются в русскоязычных 
  поисковых системах?
  
  Рунет: поисковые запросы на основе статистики «Яндекс.Директ» 
  и «Рамблер-ассоциаций»
  
  Подобного Wordtracker организованного сервиса, предоставляющего 
  бесплатные отчеты запросов русскоязычных поисковых систем, к сожалению 
  пока не существует. На что можно опираться — это «Яндекс.Директ» 
  и «Рамблер-ассоциации». Но при грамотном подходе для 
  получения полной картины этого вполне достаточно.
Это статистика поисковых запросов, работающая по принципу «Те, 
  кто ищут [ваш запрос] ищут также». Сервис предназначен в помощь 
  пользователю, совершившему поиск по какому-либо запросу и, скорее 
  всего, не получившему нужной информации.  
  
  Введите в строке поиска запрос, и, получив результаты, посмотрите 
  вниз страницы. Вы увидите «Те, кто ищут [ваш запрос] ищут 
  также» и список соответствующих запросов. К сожалению, список 
  схожих запросов не сопровождается информацией о числе использования 
  запроса.  
  
  Какую пользу может принести статистика «ассоциаций»?
  
  Прежде всего, ассоциации помогают выяснить интересы пользователей. 
  Узнав список схожих запросов с основным, можно продолжить сбор ключевых 
  запросов путем перебора уже полученных результатов. Например, вводим 
  запрос «ноутбуки». Внизу страницы с результатами поиска 
  получаем:
  
  У нас также ищут:  notebook ноутбуки compaq ноутбуки sony 
  цены на ноутбуки ноутбуки б/у подержанные ноутбуки ... еще >>
  
  Идем по ссылке еще >> и смотрим:
  
  Те, кто ищут 'ноутбуки', ищут также:
   ноутбуки compaq
  ноутбуки sony
  цены на ноутбуки
  ноутбуки б/у
  подержанные ноутбуки
  дешевые ноутбуки
  б/у ноутбуки
  ноутбук compaq
  ноутбуки fujitsu
  продажа ноутбуков
  продажа ноутбук
  ноутбук toshiba
  ноутбук sony
  ноутбук б/у
  ноутбуки продажа
  notebooks
  б/у ноутбук
  продам ноутбук
  ноутбук fujitsu
  ноутбуки toshiba
  ноутбуки ibm 
  
  и т.д. В качестве данного примера я представил неполный список. 
  Количество выдаваемых запросов может быть достаточно большим.
  
  Из данного списка отсеиваем нетематические запросы (как правило, 
  они остаются в конце списка) и переходим к первому тематическому 
  запросу: «ноутбуки compaq». Получаем результаты поиска 
  с отчетом схожих запросов. Таким образом, перебираем поисковые запросы, 
  имеющие отношения к сайту, составив списки по типу  
  
  Запрос 1 — список схожих запросов: запрос 2, 3, 4, 5
  Запрос 2 — список схожих запросов:
  Запрос 3 — список схожих запросов:
  
  Сколько ключевых запросов необходимо рассмотреть? Это зависит от 
  широты тематики сайта, от предполагаемого охвата аудитории.
  
  После сбора запросов переходим ко второй части работы.
 «Яндекс-Директ» 
  — это текстовая реклама в результатах поиска по ключевым словам. 
  С помощью услуги «Помощь в выборе ключевых слов и фраз», 
  предоставляемой зарегистрированным пользователям, можно получить 
  статистику запросов. Регистрируемся на сайте как потенциальные рекламодатели 
  (ничего страшного не произойдет), входим под своим логином и смотрим 
  в меню слева: «Помощь в выборе ключевых слов и фраз». 
  Переходим по ссылке.
  
  В появившейся форме нам предоставляется право получить статистику 
  использования того или иного слова в поисковой системе. Хоть мы 
  и не рекламодатели, статистику посмотрим:
  
  Из полученного на основе Рамблер-ассоциаций списка выбираем пока 
  только однословные запросы и поочередно вводим их в строку. Получаем 
  статистику использования слова во всевозможных вариациях (до 6000), 
  в которой отображено количество каждого запроса в месяц. Смотрим 
  на список, выбираем из первых запросов наиболее частые и соответствующие 
  вашей тематике.
  
  Предупреждение. Можно увлечься в сборе статистики как в Рамблере, 
  так и в Яндексе. Поэтому четко определите границы объема информации, 
  с которой сможете работать.
  (В первый раз я собрал 4500 запросов из Яндекс-Директа, из которых 
  обработал и учел около 100. Файл со статистикой в Excel весил более 
  900 кб.)
  
  После сбора статистики по однословным запросам, при желании и необходимости 
  можно переходить на «второй уровень» — двухсловные 
  запросы. После окончательного сбора статистики (см. предупреждение) 
  итоговой частью является анализ запросов.
Выбираем наиболее частые запросы по статистике Директа, вводим 
  в строку поиска (в Яндексе, Рамблере или Апорте) и изучаем сайты, 
  находящиеся в результате поиска. Подробно о методах изучения читайте 
  в статье «Как 
  заработать в партнерской программе?». Несмотря на название 
  статьи, она получилась посвященной в большей степени поисковым системам. 
  Изучайте все достоинства и недостатки сайтов в первой десятке, а 
  лучше пятерке. Таким образом, сопоставив силы конкурирующих сайтов 
  и своего, вы можете спрогнозировать положение сайта по запросам, 
  которые «осилите» путем перевеса конкурентов.
  
  Очень важно. Есть запросы, хоть и очень редко запрашиваемые, 
  но позиционирование по которым вы можете получить за короткое время. 
  Начинайте именно с них. Лучше быть вверху по 10-20 слабых запросов 
  через неделю, чем по одному большому запросу через год. Параллельно 
  работайте над достижением долгосрочной цели — попадания в первую 
  десятку по самым крупным запросам.