При оптимизации текстов возникает необходимость в информации об
использовании ключевых запросов в поисковых системах. Обладая статистикой
поисковых запросов своей тематики, нетрудно определить ключевые
слова страниц, заголовки и описания.
На западе для выявления англоязычных запросов существуют такие сервисы,
как Wordtracker (www.wordtracker.com).
В бесплатной версии данный сервис предусматривает ограниченный отчет
по поисковым запросам. Для получения полного отчета по интересующей
тематике необходимо оформить платную регистрацию. При
системном подходе можно немало почерпнуть и в бесплатной версии.
Можем ли мы узнать, какими запросами пользуются в русскоязычных
поисковых системах?
Рунет: поисковые запросы на основе статистики «Яндекс.Директ»
и «Рамблер-ассоциаций»
Подобного Wordtracker организованного сервиса, предоставляющего
бесплатные отчеты запросов русскоязычных поисковых систем, к сожалению
пока не существует. На что можно опираться — это «Яндекс.Директ»
и «Рамблер-ассоциации». Но при грамотном подходе для
получения полной картины этого вполне достаточно.
Это статистика поисковых запросов, работающая по принципу «Те,
кто ищут [ваш запрос] ищут также». Сервис предназначен в помощь
пользователю, совершившему поиск по какому-либо запросу и, скорее
всего, не получившему нужной информации.
Введите в строке поиска запрос, и, получив результаты, посмотрите
вниз страницы. Вы увидите «Те, кто ищут [ваш запрос] ищут
также» и список соответствующих запросов. К сожалению, список
схожих запросов не сопровождается информацией о числе использования
запроса.
Какую пользу может принести статистика «ассоциаций»?
Прежде всего, ассоциации помогают выяснить интересы пользователей.
Узнав список схожих запросов с основным, можно продолжить сбор ключевых
запросов путем перебора уже полученных результатов. Например, вводим
запрос «ноутбуки». Внизу страницы с результатами поиска
получаем:
У нас также ищут: notebook ноутбуки compaq ноутбуки sony
цены на ноутбуки ноутбуки б/у подержанные ноутбуки ... еще >>
Идем по ссылке еще >> и смотрим:
Те, кто ищут 'ноутбуки', ищут также:
ноутбуки compaq
ноутбуки sony
цены на ноутбуки
ноутбуки б/у
подержанные ноутбуки
дешевые ноутбуки
б/у ноутбуки
ноутбук compaq
ноутбуки fujitsu
продажа ноутбуков
продажа ноутбук
ноутбук toshiba
ноутбук sony
ноутбук б/у
ноутбуки продажа
notebooks
б/у ноутбук
продам ноутбук
ноутбук fujitsu
ноутбуки toshiba
ноутбуки ibm
и т.д. В качестве данного примера я представил неполный список.
Количество выдаваемых запросов может быть достаточно большим.
Из данного списка отсеиваем нетематические запросы (как правило,
они остаются в конце списка) и переходим к первому тематическому
запросу: «ноутбуки compaq». Получаем результаты поиска
с отчетом схожих запросов. Таким образом, перебираем поисковые запросы,
имеющие отношения к сайту, составив списки по типу
Запрос 1 — список схожих запросов: запрос 2, 3, 4, 5
Запрос 2 — список схожих запросов:
Запрос 3 — список схожих запросов:
Сколько ключевых запросов необходимо рассмотреть? Это зависит от
широты тематики сайта, от предполагаемого охвата аудитории.
После сбора запросов переходим ко второй части работы.
«Яндекс-Директ»
— это текстовая реклама в результатах поиска по ключевым словам.
С помощью услуги «Помощь в выборе ключевых слов и фраз»,
предоставляемой зарегистрированным пользователям, можно получить
статистику запросов. Регистрируемся на сайте как потенциальные рекламодатели
(ничего страшного не произойдет), входим под своим логином и смотрим
в меню слева: «Помощь в выборе ключевых слов и фраз».
Переходим по ссылке.
В появившейся форме нам предоставляется право получить статистику
использования того или иного слова в поисковой системе. Хоть мы
и не рекламодатели, статистику посмотрим:
Из полученного на основе Рамблер-ассоциаций списка выбираем пока
только однословные запросы и поочередно вводим их в строку. Получаем
статистику использования слова во всевозможных вариациях (до 6000),
в которой отображено количество каждого запроса в месяц. Смотрим
на список, выбираем из первых запросов наиболее частые и соответствующие
вашей тематике.
Предупреждение. Можно увлечься в сборе статистики как в Рамблере,
так и в Яндексе. Поэтому четко определите границы объема информации,
с которой сможете работать.
(В первый раз я собрал 4500 запросов из Яндекс-Директа, из которых
обработал и учел около 100. Файл со статистикой в Excel весил более
900 кб.)
После сбора статистики по однословным запросам, при желании и необходимости
можно переходить на «второй уровень» — двухсловные
запросы. После окончательного сбора статистики (см. предупреждение)
итоговой частью является анализ запросов.
Выбираем наиболее частые запросы по статистике Директа, вводим
в строку поиска (в Яндексе, Рамблере или Апорте) и изучаем сайты,
находящиеся в результате поиска. Подробно о методах изучения читайте
в статье «Как
заработать в партнерской программе?». Несмотря на название
статьи, она получилась посвященной в большей степени поисковым системам.
Изучайте все достоинства и недостатки сайтов в первой десятке, а
лучше пятерке. Таким образом, сопоставив силы конкурирующих сайтов
и своего, вы можете спрогнозировать положение сайта по запросам,
которые «осилите» путем перевеса конкурентов.
Очень важно. Есть запросы, хоть и очень редко запрашиваемые,
но позиционирование по которым вы можете получить за короткое время.
Начинайте именно с них. Лучше быть вверху по 10-20 слабых запросов
через неделю, чем по одному большому запросу через год. Параллельно
работайте над достижением долгосрочной цели — попадания в первую
десятку по самым крупным запросам.