Очевидно! Тривиально! Удобно! Оглавление Навигация.

Заставка. Главная страница. Второстепенная страница.

В наше время это случается уже не так часто, но все же случается. Пользователь при посещение сайта долго ждет загрузки и видит заставку. Заставка - вещь абсолютно бесполезная и ненужная. Постоянных пользователей сайта она будет приводить в бешенство. Конечно, можно задействовать механизм Cookie и сделать так, чтобы заставка показывалась только один раз, но все равно пользователь вынужден ждать, пока она загрузится, и есть риск, что не дождется и уйдет на другой сайт. Единственное, более или менее оправданное назначение заставки, выбор языка сайта. Но, однако, это не самое лучшее решение с точки зрения постановки задачи выбора языка. Локализированную версию сайта лучше держать в соответствующей доменной зоне. Например, русскоязычный сайт в зоне ru, англоязычный в зоне com или uk. Раньше заставки еще применялись для выбора кодировок - KOI-8R, WIN-1251, MAC, DOS. Впоследствии, где-то с выходом 3-х версий броузеров - это приблизительно 1996 год - проблема кодировок перестала существовать, т.к. появилась возможность выбирать кодировку в броузере. В настоящее время заставки получили новый импульс с появлением технологии Flash. Многие хотят обязать своих посетителей просмотреть Flash-ролик, надеясь произвести тем самым впечатление на пользователя. Мое мнение, что и эти заставки не нужны. Даже если поместите кнопку "Пропустить", то все равно пользователю нужно ждать начальной загрузки ролика и нажимать каждый раз кнопку "Пропустить". Если уж вам так хочется потратить деньги на Flash-ролик, то сделайте на главной странице сайта ссылку на этот Flash-ролик. Те пользователи, что сидят на хорошем канале, и которым это интересно, нажмут на эту ссылку и посмотрят вашу Flash'ку. Кроме заставок еще встречаются автоматически открывающиеся окна. Они тоже вредны и являются плохим признаком. Тут стоит запомнить одно простое правило: "Не надо насиловать пользователя и предлагать ему просмотреть то, что он не запрашивал". Пользователь открывает ваш сайт, а тут ему автоматом открывается еще одно окно. У многих пользователей уже выработался рефлекс - сразу закрыть непрошеноне окно. В настоящее время непрошенные открывающиеся окна встречаются даже у серьезных корпоративных сайтов, которые спешат порадовать посетителей новыми предложениями или скидками. Но опять же таки, лучше на сайте, на самом видном месте, разместить объявление о новогодних скидках, чем открывать непрошенное окно. К вышесказанному правилу относится использование музыки на сайтах. Вернее сказать, из нашего правила следует, что музыки, проигрывающейся автоматически на сайте, быть не должно. Иногда я гуляю, по сайтам слушая на компьютере свою музыку. Зайдя на сайт, где автоматом начинает играть какая-то лабуда, у меня в колонках вдруг вместе с Владимиром Высоцким начинает звучать эта лабуда, которую я не запрашивал. Поскольку отключить музыку с сайта нет возможности, то передо мной встает выбор: либо выключить свою музыку, либо покинуть сайт.

Подробно рассмотрев вопрос о заставке, давайте перейдем к главной странице. Главная страница - это первое, что пользователь видит, когда заходит на сайт. Он должен понять, что это за сайт, чему посвящен и где искать нужную ему информацию. Моя точка зрения, как технического специалиста, что лучше делать простой технический дизайн, любые извращения напрягают пользователя. Дизайнеры, конечно, со мной не согласятся, но у них мозги на 180 градусов в другую сторону повернуты относительно технарей. Да, я никого не хотел задеть. Можно сказать и по-другому, что у технарей мозги на 180 градусов повернуты относительно дизайнеров. Суть все равно осталась той же, мы по-разному воспринимаем этот мир. Итак, далее перечислено, что обязательно должно быть на странице, с указанием стандартного (наиболее распространенного) места расположения.

  • Логотип в верхнем левом углу.
  • Что это за сайт? В центральной части - ассоциативная картинка, девиз (лозунг), взглянув на которые, пользователь быстро схватывает, куда он попал.
  • Меню сервисов. Верхний правый угол.
  • Меню страниц сайта. Идет горизонтально по центру.
  • Меню разделов. Вертикально слева.
  • Новости либо по центру, либо отдельная колонка справа.
  • Координаты владельца сайта. Внизу в центре.
  • Быстрая альтернативная навигация по всем страницам сайта внизу в центре.
Меню сервисов - это пункты меню технических разделов сайта, которые присутствуют на сайте, независимо от предметной направленности сайта. Ниже перечислены основные сервисы:
  • Карта сайта.
  • Ссылки.
  • Список рассылки.
  • Форум.
  • Гостевая книга.
  • Поиск.
  • Версия для печати.
  • О сайте.

Меню страниц - это разделы сайта, состоящие из одной страницы, например: о нас, устав, персоналии, вакансии, события, регистрация. Разделы сайта предполагается имеют подразделы. К разделам можно отнести: продукты, услуги, архив. Но наличие подразделов необязательно, например, вся информация об услугах может уместиться на одной странице. В общем, это не математика, и точной формулы, по которой можно все рассчитать, просто нет, поэтому руководствуйтесь здравым смыслом. Новости обычно располагают в центральной части страницы. Вообще говоря, прежде, чем размещать новости на главной странице надо задать вопрос, а зачем они там нужны, и можно ли разместить там что-либо еще. Сразу хочется отметить, что не стоит на главной странице размещать фотографию руководителя с приветственным словом. Тем самым, вы сведете главную страницу к заставке. Постоянных посетителей будет тошнить, когда они по десятому разу будут видеть вашего босса. Если предполагается, что сайт будет живой и часто обновляемый, то разумеется лучше главную страницу отдать под новости. Если же новостей у вас нет, то на главной странице лучше разместить аннотацию сайта. Это могут быть выдержки из делового предложения, исторического очерка, портфолио, продукции, т.е. все то, что интересует посетителя в первую очередь. И заканчивается главная страница координатами владельцев сайта и, возможно, альтернативной навигацией. На главной странице также часто размещают опросники для голосования, дату, курсы валют, кнопки партнеров и прочие интересные мелочи.

Здесь скриншот Российского Вакуумного Общества с пояснениями.

Теперь переходим к рассмотрению второстепенной страницы. Второстепенная страница должна быть выдержана в таком же стилевом оформлении, что и главная. Второстепенная страница, по сути - это несколько урезанная главная страница, где центральная часть отдается под конкретный документ. Хотя это не всегда так. Ниже приведены скриншоты главной и второстепенных страниц для сайта "Мастер-дизайн".

Скриншот мастер-дизайн

Перечислим, что необходимо и должно присутствовать, и чего не должно быть на второстепенной странице:
  • Несколько уменьшенный логотип в верхнем левом углу, который является гиперссылкой на главную страницу.
  • Что это за раздел или сраница? В центральной части ассоциативная картинка, вместо девиза - название страницы, взглянув на которую, пользователь быстро ориентируется, куда он попал. Ассоциативная картинка справедлива только для крупных разделов. В большинстве случаев, наличие тематической картинки необязательно.
  • Меню сервисов. Верхний правый угол.
  • Меню страниц сайта. Идет горизонтально по центру.
  • Меню разделов. Вертикально слева. В том разделе, где мы находимся, иерархически должно быть подменю (локальное меню данного раздела).
  • Новости, опросники или кнопоки партнеров на второстепенной странице если присутствуют, то уже как сопутствующая информация по теме данного раздела. Основное свободное место под содержание документа.
  • Координаты владельца сайта не нужны.
  • Быстрая альтернативная навигация по всем страницам сайта внизу в центре должна обязательно присутствовать, т.к., если ваш документ занимает более 5 экранов, то пользователю утомительно пролистывать его обратно вверх.

Здесь скриншот Российского Вакуумного Общества с пояснениями.