К содержанию

Лабораторная работа № 1.
Знакомство с программой Excel

Программа Microsoft Excel или просто Excel (в русской транскрипции – иксел или иксель, с ударением на второй слог) входит в состав широко известного и популярного офисного пакета Microsoft Office, содержащего несколько программ, предназначенных для автоматизации офисных работ. По своей популярности она уступает, пожалуй, только самой известной и самой популярной программе – Microsoft Word, которая также входит в пакет Microsoft Office.

Программа Excel предназначена для создания электронных и печатных документов, в которые могут входить текстовые, числовые и графические данные. Однако главное достоинство программы Excel заключается в том, что она предоставляет сервис, позволяющий в наиболее удобной форме автоматизировать разнообразные математические вычисления и представлять их результаты в документе в желаемом виде. Данные, заносимые в окно программы и обрабатываемые в нем, представлены в окне в виде таблиц. Поэтому часто программу и обрабатываемые ею данные называют электронными таблицами.

Для работы с программой Excel на компьютере должен быть предварительно установлен пакет Microsoft Office, в состав которого должна входить и эта программа.

1. Запуск программы

Программа Excel может быть запущена любым из следующих способов:

  • двойным щелчком по ярлыку, если таковой имеется на рабочем столе компьютера (рис. 1.1, а);
  • следует нажать кнопку Пуск, передвинуть указатель мыши на строку Программы, затем на строку Microsoft Office, теперь на строку Microsoft Excel и щелкнуть по ней;
  • запустить программу Проводник или программу Мой компьютер (она запускается двойным щелчком по ярлыку Мой компьютер на рабочем столе); далее найти в системе папок (рис. 1.1, б) программу Excel.exe и двойным щелчком запустить ее (обычно программа Excel.exe находится в папке C:\Program Files\Microsoft Office\Office; это означает, что она записана на диске C в папке Program Files, в подпапке Microsoft Office, в подподпапке Office);
  • двойным щелчком по любому ранее созданному документу (файлу с расширением .xls) из программы Проводник или Мой компьютер.

Если пользователь часто привлекает для своей работы программу Excel, то лучше сразу создать для нее ярлык (рис. 1.1) на рабочем столе. Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши, затем во всплывшем контекстном меню выполнить команду Создать/Ярлык, далее найти на диске в указанных папках файл Ecxel.exe и назначить его программой для ярлыка.



Рис. 1.2
. Файл программы Excel.exe в окне программы Проводник


Рис. 1.1. Фрагмент рабочего
стола с ярлыком
программы Excel


2. Интерфейс

Интерфейс программы Excel показан на рис 1.3. Многие его команды и кнопки имеют то же назначение, что и в программе Word, и для пользователей знакомых этим с редактором, легко узнаваемы.


Рис. 1.3. Интерфейс программы Excel

 

Существуют и различия. Команды, характерные для Excel, их назначение и действие будут пояснены ниже на примерах создания электронных документов.

3. Рабочая книга, листы и ячейки

Ниже панелей расположено окно рабочей книги, которое состоит из листов. Нименования листов надписаны в нижней части окна на ярлычках закладок.

Каждый лист представляет собой обычную таблицу, состоящую из ячеек. Строки листа имеют порядковые номера, а столбцы обозначены буквами латинского алфавита. Координаты каждой ячейки обозначаются литерой столбца и номером строки, на пересечении которых находится ячейка. Например, ячейка в левом верхнем углу имеет координату А1.

В любую ячейку таблицы можно вводить данные - текст, число, константы других типов или математическую формулу. Для этого сначала следует щелкнуть по ячейке или подвести указатель клавишами перемещения курсора. Стандартный курсор мыши в Excel имеет вид белого креста .

Ячейка, на которую установлен указатель, называется активной. Активная ячейка обрамлена рамкой (на рис. 1.3 такой является ячейка А2). Теперь в ячейку можно внести данные. Чтобы перевести ячейку в режим редактирования по ней нужно дважды щелкнуть (в ячейке появится клавиатурный курсор) либо сразу начинать ввод, который автоматически переводит ячейку в этот режим. Редактирование ячейки закрывается нажатием клавиши Enter или щелчком по другой ячейке.

4. Ввод и исправление данных

Например, в ячейки А1 (количество) и В1 (цена) можно внести числа, а в ячейку С1 (стоимость) записать формулу =А1*В1 (формула всегда начинается с символа “=”). Это означает, что ячейка С1 является вычисляемой и ее значение равно произведению чисел, записанных в ячейки А1 и В1. Теперь в этих ячейках числа можно менять. При этом содержимое ячейки С1 будет автоматически пересчитываться.

Упражнения. введите в ячейку С1 число 2001; в ячейку А2  - текст Таблица; в ячейку С2 - формулу =С1+10 (после нажатия клавиши Enter должно появиться число 2011, то есть 2001+10); введите в ячейку С3 число 3,14. Обратите внимание на то, что дробная часть отделяется от целой части запятой; введите в ячейку C4 дату: 12.08. Обратите внимание, что на самом деле ввелось "12 август".

Исправление ошибок ввода. Если клавиша Enter не нажата, то данные в таблице еще не зафиксированы. Можно нажать клавишу Esc чтобы отменить редактирование. Проверьте это. Наберите 1234567. Сотрите 7 (клавишей Delete, если курсор слева от цифры 7 или клавишей BackSpace, если курсор справа) и напишите 8. Замените 2 на 5. Нажмите Esc. В ячейке останется то, что было до редактирования.

Как исправить уже введенную ячейку, если Enter уже была нажата? Нужно подвести курсор к ячейке, нажать клавишу F2, которой ячейка переводится в режим редактирования, или дважды щелкнуть. Теперь данные можно исправить и нажать Enter.

Упражнение. Замените в ячейке А2 текст Таблица на Таблица №4.

Выполненную Вами операцию можно в любой момент отменить кнопкой Отменить , а вернуть выполненную отмену можно кнопкой Вернуть . Эти кнопки расположены на панели Стандартная. Отмены и возвраты можно повторять сколько угодно раз до тех пор, пока кнопки активны. Пассивные кнопки имеет серое изображение стрелок.

5. Работа с выделенными данными

Иногда нужно выполнить операции над группой ячеек. Например, удалить разом данные из нескольких ячеек, перетащить данные из них на другое место с сохранением порядка размещения и т. д. Для этого группу ячеек сначала выделяют, а потом выполняют нужную операцию. Выделенная группа ячеек называется диапазоном ячеек. Выделение ячеек снимается щелчком в любом месте окна, в том числе по любой ячейке диапазона.

1. Групповой перенос. Введите в ячейки прямоугольника С4 – D7 какие-нибудь числа.
2. Плавно проведите курсором мыши по этим ячейкам с одного угла на противоположный. Прямоугольник должен закраситься черным цветом. Это означает, что он (точнее, его ячейки) выделен.
3. Щелкните на панели Стандартная на кнопке Вырезать . Данные диапазона будут выделены бегущей рамкой.
4. Щелкните на ячейке E10, затем на кнопке Вставить панели Стандартная. Данные появится на новом месте, а со старого места исчезнут. Таким способом совершен перенос данных.
5. Групповое копирование. То же что и перенос, но щелкнуть вначале нужно кнопке Копировать панели Стандартная для того, чтобы скопированные в буфер данные остались в таблице на прежнем месте. Вставка из буфера совершается также, как при переносе кнопкой Вставить. Скопируйте диапазон данных на место, начинающееся ячейкой F12.

Так можно вставлять одни и те же данные сколько угодно раз до тех пор, пока в буфере не появятся другие данные после нового копирования. Причем эти операции можно выполнять не только из Excel, а из любой другой программы, например Word, если она работает параллельно. Можно скопировать данные из Word и вставить их в таблицу Excel и наоборот.

Групповое удаление. Для удаления данных из выделенного диапазона нужно нажать кнопку Delete.

Групповая вставка данных из одной ячейки. Щелкните по какой-нибудь ячейке, в которую введено число или слово, затем на кнопке Копировать. Выделите какой-нибудь прямоугольник ячеек и щелкните на кнопке Вставить. Все ячейки прямоугольника получат одно и то же значение, которое было скопировано из ячейки в буфер обмена.

6. Сохранение рабочей книги

Для того чтобы запомнить рабочую книгу в памяти компьютера для дальнейшего использования ее нужно сохранить.

П р и м е ч а н и е. Сохранение - ответственная операция. Часто эта операция выполняется “как попало”, а сохранение производится “где попало”. Такое пренебрежительное отношение к сохранению приводит к “замусориванию” памяти компьютера, а сохраненные данные в случае необходимости трудно, а иногда невозможно найти. При сохранении книги придерживайтесь следующих рекомендаций.

Если Вы первый раз сохраняете данные, то попросите преподавателя определить место для сохранения всех своих файлов и папок. Лучше всего создать свою папку в папке Мои документы либо в специально выделенной для студенческих файлов папке.

Для сохранения книги щелкните на кнопке Сохранить панели Стандартная.
В открывшемся окне найдите общую папку для своей группы и создайте в ней папку со своей фамилией. Создайте в ней еще одну папку с именем Excel-документы. Для этого в окне сохранения нажмите кнопку Создать папку . В ответ над окном сохранения появится новое окно Создание папки (рис. 1.4). В нем введите  имя  Excel-документы. Войдите в нее и сохраните книгу в виде файла, например, Книга1.xls.

Обратите внимание, что на рис. 1.4 новая папка Excel-документы создается внутри папки Федорова. Такая организация хранения документов позволяет структурировать их местоположение по признакам назначения или принадлежности. Теперь при необходимости можно быстро найти нужный документ среди большого количества других документов, с которыми обычно приходится работать активному пользователю компьютера.

Рис. 1.4. Окна сохранения и создания новой папки

Следует различать относительные и абсолютные имена папок и файлов. Например, если Вы сохранили в папке Excel книгу в файле Платежи.xls, то это относительные имена папки и файла. Их полными именами будут строки, указывающие абсолютное местоположение папки и файла в компьютере.

Примером абсолютных имен могут служить следующие строки:

C:\Мои документы\Студенты\МТ 81-1\Федорова\Excel

C:\Мои документы\Студенты\МТ 81-1\Федорова\Excel\Платежи.xls.

Первая строка указазывает на то, что папка Excel находится внутри нескольких вложенных папок: на диске С в папке Мои документы есть папка Студенты, в ней папка МТ 81-1, в ней папка Федорова, а в ней наша папка Excel (на рис. 1.2 в строке Адрес можно видеть еще один пример абсолютного имени папки).

Вторая строка, дающая абсолютное имя файла, скаладывается из абсолютного имени папки и относительного имени находящегося в ней файла, разделенного символом “\”, который называют обратный слэш.

Примечание. Помните, что аккуратность во всем, в том числе в размещении информации на компьютере, способствует сохранению Ваших нервов (а также нервов преподавателя) и значительно экономит Ваше время на поиске нужной информации. Имена следует давать короткие и точные, максимально соответствующие содержанию папок или файлов. Никогда не давайте имен из арсенала молодежной массовой культуры (масскульта), поскольку они, во-первых, лишь засоряют ваше сознение, и, во-вторых, обычно никак не связаны с содержанием хранимых на компьютере данных.

 

7. Открытие рабочей книги

После сохранения рабочей книги выполните команду Файл/Закрыть. При этом окно рабочей книги очистится. Щелкните на кнопке Открыть , найдите в появившемся окне ранее сохраненный файл Книга1.xls и щелкните на кнопке Открыть. Сохраненная книга появится в окне программы Excel.

 

8. Cоздание новой рабочей книги

При входе в программу Excel новая книга создается автоматически. Однако иногда необходимо создать новую книгу из уже запущенной программы. Для этого нужно щелкнуть на кнопке Создать . Новая книга будет создана и появится в окне программы. Эту операцию можно выполнить также командой Файл/Создать.

9. Одновременная работа с несколькими книгами

Программа допускает одновременную работу с несколькими ранее созданными и открытыми либо заново созданными книгами. Вызвать в окно нужную книгу можно командой меню Окно, а затем на панели подменю выбрать требуемую книгу (рис 1.5).

Рис. 1.5. Подменю Окно

Рис. 1.6. Панель подменю Расположить

Рис. 1.7. Каскадное расположение окон

Если есть потребность видеть на экране не одну, а несколько книг, то следует на панели рис. 1.5 щелкнуть на строке Расположить. В ответ появится новая панель, показанная на рис. 1.6, в которой нужно щелкнуть по желаемой опции, затем по кнопке ОК. Например, если выбрана опция Каскадом, то окна расположатся так, как показано на рис. 1.7. Аналогично выбираются и назначаются другие опции. Поэкспериментируйте с ними, подумайте в каких обстоятельствах их можно применить.

10. Выход из программы

Для выхода следует выполнить команду Файл/Выход или щелкнуть по кнопке-крестику в верхней правой части окна программы. Если программа “видит” несохраненные данные, то она попросит сохранить их. Вы можете выполнить операцию сохранения или отменить ее.

Вопросы к отчету о лабораторной работе № 1

Запустите программу Word и подготовьте отчет. Ответы на поставленные вопросы должны быть краткими и точными. Структура отчета имеет следующий вид:

Отчет

о лабораторной работе №1
студентки гр. МТ 80-1 Федоровой Л.
Ответы на поставленные вопросы:

1.
2.

Вопросы

1. Каким способом Вы предпочитаете запускать программу Excel?
2. Почему Вы отдаете предпочтение этому способу?
3. Что собой представляют электронная книга, лист этой книги и для чего они предназначены?
4. Для чего используют панели инструментов и меню?
5. Как сделать ячейку листа активной?
6. Как в ячейку ввести число, слово или формулу?
7. Каким символом разделяют целую и дробную части числа?
8. С какого символа должна начинаться формула?
9. Как выделить группу ячеек и как снять выделение?
10. Как перенести данные из ячеек A1-B2 в ячейки D5-E6?
11. Каким способом можно быстро удалить данные из ячеек B3-E8?
12. Если в ячейке A4 содержится число, то как быстро занести его во все ячейки прямоугольника B2-E8?
13. Каким способом можно быстро удалить данные из ячеек прямоугольника B3-F12?
14. Как сохранить книгу?
15. Имя папки, в которой Вы сохранили книгу, ее абсолютное (полное) имя?
16. Имя файла, в котором Вы сохранили книгу, его абсолютное имя?
17. Сколько дисковой памяти потребовалось для сохранение этого файла?
18. Какой командой производится закрытие программы Excel?

К содержанию