ГЛАВА
18.
Электронные
публикации
Интернет в
последние годы стал одной из основных тем публикаций в самых разнообразных средствах
массовой информации — от специальных "компьютерных" изданий до журналов
для домохозяек. Эта тема становится близка всем, т. к. за это время стало ясно,
что Интернет не просто игрушка для небольшого количества посвященных, а явление,
существенно изменившее нашу жизнь. Совсем не далеки те времена, когда отсутствие
доступа к Интернету у частного лица будет восприниматься как отсутствие телефона
или телевизора сейчас. Уже становится очевидным то, что еще лет десять назад
только угадывалось наиболее прозорливыми специалистами: Интернет стал самым
популярным средством доставки всех информационных услуг. Под информационными
услугами понимаются в первую очередь средства массовой информации (телевидение,
радио, печать), телекоммуникации (почта, телефония) и доступ к базам данных
и знаний (библиотеки, гуманитарная, техническая и финансовая информация). Интернет
объединяет эти разобщенные источники, позволяя легко находить и быстро получать
доступ к интересующей вас информации. Связь со средствами телекоммуникации обеспечивает
наиболее быстрое, надежное и удобное общение. Более того, присущая Интернету
интерактивность придает информационным услугам новое качество (интерактивное
телевидение, интернет-телефония, IRC и т. п.). Растет и объем финансовых операций
в Интернете. Подавляющее большинство крупных банков поддерживают оплату услуг
и операции со счетами через Интернет.
Интернет никому
не принадлежит, поскольку является объединением огромного числа независимых
глобальных и корпоративных сетей. Он не имеет ни политических, ни территориальных
границ. Интернет делает информацию доступной вне зависимости от того, где вы
находитесь, где живете, какова ваша национальность и каких взглядов вы придерживаетесь.
Разумеется, первыми оценили перспективы этой области те, кто так или иначе связан
с информационными технологиями — производители компьютеров, программного обеспечения,
телекоммуникационные компании. Они непременно включают в свою продукцию поддержку
Интернета. Особенно очевидным проявлением этого является включение поддержки
Интернета во все современные операционные системы. Не являются исключением и
операционные системы корпораций Microsoft и Apple: Windows и MacOS. Для этих
систем существует множество программ, позволяющих не только получать информацию
из Интернета, но и публиковать ее там. Основной язык публикаций в Интернете
— HTML (Hypertext Markup Language, язык разметки гипертекста). Он используется
наиболее популярным сервисом Интернета — WWW (World Wide Web).
Для просмотра
публикаций в WWW применяют специальные программы просмотра — браузеры (от английского
browse —
"просматривать"). Поддержка "перевода" электронной
публикации на язык HTML стала серьезным критерием выбора при покупке программ.
Существует почти неисчерпаемое, количество специализированных программ для верстки
WWW-страниц — от простейших текстовых редакторов, адаптированных для удобного
ввода управляющих кодов HTML, до сложнейших систем поддержки огромных
сайтов
со специальными средствами верстки, программирования, доступа к локальным
и глобальным базам данных. Их чаще всего используют для создания публикаций,
которые изначально предназначены для распространения в Интернете. Кроме того,
существует большое количество публикаций, которые должны присутствовать в обеих
формах — бумажной и электронной. Очень часто уже после выхода издания, отпечатанного
типографским способом, появляется необходимость подготовить его для электронного
распространения как через Интернет, так и на дискетах, компакт-дисках и т. п.
Эта необходимость заставляет разработчиков издательских систем включать в свои
продукты инструменты, позволяющие преобразовывать сверстанную публикацию в электронную
форму. Последняя предполагает возможность просмотра публикации на компьютере,
где не установлена издательская система, в которой она сверстана. Это требование
может быть реализовано дву- • мя принципиально разными способами.
Первый способ
состоит в переводе макета публикации в формат HTML. В этом случае любой пользователь,
располагающий программой просмотра WWW-страниц (т. е. практически любой пользователь
Интернета), имеет возможность познакомиться с публикацией. Главный недостаток
такого способа заключается в ограниченных возможностях описания макета средствами
HTML, т. е. при преобразовании макет неминуемо будет "упрощен". Это
упрощение может полностью разрушить дизайн публикации, сделав его унылым и непривлекательным.
Таким образом, данный способ предполагает либо перевод достаточно простых публикаций,
либо ручную "доводку" полученного макета.
Второй способ
предполагает перевод публикации в специальный формат, который, позволяя использовать
"электронные возможности" (гипертекст, мультимедиа и т. п.), полностью
сохраняет вид макета, но требует специального средства его просмотра. В электронных
публикациях данного вида также используется гипертекстовое представление материала.
Недостаток такого метода очевиден — для просмотра публикации вам надо предварительно
найти и установить программу просмотра. Далеко не все пользователи настолько
упорны, чтобы только ради просмотра вашей публикации размером в десяток килобайтов
искать и перекачивать трехмегабайтовую программу просмотра. Поэтому при представлении
публикации в таком виде вы должны быть уверены, что большинство читателей, на
которых вы рассчитываете, уже имеют эту программу, или при распространении прилагать
ее к публикации на CD-ROM. Таких форматов существует несколько, но наиболее
популярен разработанный Adobe Systems формат PDF (Portable Document format).
Пользователям PageMaker названный формат наиболее близок еще и потому, что он
непосредственно им поддерживается. Кроме того, в комплект PageMaker 7.0 входят
программы создания таких файлов и их просмотра, что избавляет от необходимости
их покупки.
Оба эти способа
можно реализовать, используя PageMaker 7.O. Более того, разработчики обратили
пристальное внимание на возможность создания электронных публикаций именно в
данной версии. Это заставляет и нас обсудить создание электронных публикаций
средствами PageMaker самым подробным образом.
В настоящей
главе рассматриваются вопросы, связанные с электронным распространением сверстанных
в PageMaker публикаций: