Генерация черного
Необходимо
помнить о том, что черный цвет в модели CMYK избыточен и введен в нее из технологических,
а не математических соображений. Для описания субтрактивных цветов было бы вполне
достаточно только трех базовых компонент CMY. К сожалению, эти типографские
краски не столь идеальны, чтобы их оказалось достаточно и на практике. Краски
(особенно голубая) имеют примеси, вызывающие отклонение их цветов от "теоретических"
значений. В результате сочетание всех трех красок в равных пропорциях не дает
нейтрального серого цвета, а при наложении получается не черный, а "грязный",
темно-коричневый цвет. Итак, первая причина введения черной краски в модель
CMY состоит в трудности получения нейтральных серых тонов тремя базовыми красками.
Второй причиной является предотвращение переувлажнения бумаги. Чтобы получить
достаточно плотные темные цвета, нужно нанести на бумагу много цветных красок.
Большое количество краски увеличивает время высыхания бумаги и влечет за собой
множество проблем: краска на бумаге начинает расплываться, проникать сквозь
бумагу, которая коробится, склеивается при складывании в блоки, дает отмарки
на соседних оттисках, долго сушится. Черная краска уже в небольших количествах
способна обеспечить достаточно высокую плотность.
Поскольку
черный цвет не является "настоящим" компонентом цветовой модели, необходим
алгоритм, указывающий, в каких цветах он должен присутствовать. Для генерации
черного применяют три алгоритма, которые обозначаются загадочными аббревиатурами
— UCR, GCR и UCA.
Исторически
первым из них был метод Undercolor Removal (UCR). Он состоит в замене равного
сочетания всех трех красок триады в тенях изображения на черную краску. Если
в какой-либо области изображения содержание красок триады превышает заданный
процент, то алгоритм UCR снижает их общее содержание и добавляет вместо этого
некоторое количество черной краски. В результате действия этого алгоритма получается
контурный черный канал, в котором видны только наиболее темные фрагменты изображения.
В средних тонах изображения содержание черной краски оказывается совсем небольшим,
а в светах полностью отсутствует. Этот метод хорош, если сюжетно важные и яркие
объекты находятся в светах изображения. В противном случае лучше воспользоваться
следующим способом, GCR.
Алгоритм Gray
Component Replacement (GCR) работает несколько иным образом. Он основан на том,
что практически каждый цвет содержит некоторое количество серого, как равного
количества всех цветов триады. Например, цвет C20M42Y60 можно рассматривать
как смесь COM22Y40 и 20%-ного серого. Таким образом, GCR может заменить цвет
C20M42Y60 на COM22Y40K20. Эта несколько упрощенная модель GCR тем не менее хорошо
передает идею метода. GCR обеспечивает более равномерную генерацию черного цвета,
чем UCR. Очевидно, замена серого также действует наиболее сильно на тени изображения.
Но при этом замена может происходить и в средних тонах, и даже в светах. Более
того, количество заменяемого цвета можно регулировать. Так, цвет C20M42Y60 можно
заменить на COM22Y40K20, C10M32Y50K10 или C15M37Y55K5.
Чтобы создать
на отпечатке насыщенные тени, с хорошей проработкой деталей, совместно с GCR
применяется обратный алгоритм, называемый Undercolor Addition (UCA). Дело в
том, что при использовании GCR в тенях изображений убирается много триадных
красок и эти участки становятся серыми, плоскими, с плохо проработанными деталями.
Это хорошо заметно только на тех изображениях, где большая часть тонов смещена
в область черного. UCA действует как "UCR наоборот": замещает плотную
черную краску на сочетание триадных.
Чтобы избежать
переувлажнения бумаги, в установки цветоделения вводятся ограничения на максимально
допустимое количество наносимой на бумагу краски. Расчет количества красок прост.
Если количество каждой краски может изменяться от 0 до 100%, то их максимальное
общее количество составит 400%. Хотя теоретически это возможно (PageMaker не
запретит вам создать цвет C100M100Y100K100), на практике никогда не используется.
Установка максимально возможного значения дает полную гарантию того, что произойдут
все перечисленные выше неприятности и тираж будет испорчен.
Максимальное
количество краски зависит от типа бумаги. Чем хуже качество бумаги и больше
ее впитывающая способность, тем сильнее нужно ограничивать количество наносимой
краски. При печати на немелованной офсетной бумаге разумным будет 300%-ный предел.
При печати на газетной бумаге понизьте предельное количество до 260—280%. При
печати на высококачественной мелованной бумаге безопасно увеличить предельное
количество до 310—320%. Приведенные цифры относятся только к наиболее распространенной,
офсетной печати.
Примечание
Ограничивая максимальное количество краски при цветоделении, приходится тем самым ограничивать передаваемый цветовой диапазон. Чем меньше крас--ки наносится на бумагу, тем труднее передать яркие насыщенные цвета. С таким ограничением приходится мириться.
В любом случае,
перед выполнением цветоделения стоит проконсультироваться в типографии относительно
рекомендованного количества красок для выбранного типа бумаги. Кроме того, необходимо
учитывать и тип печатной машины. Для рулонной печати обычно используют меньшее
количество красок, чем для листовой.
PageMaker не позволяет устанавливать произвольные значения перечисленных параметров генерации черного, поскольку для цветоделения используется цветовой профиль. Все эти параметры оказываются "учтены" в цветовом профиле. Но теперь, зная о них, вы можете выбрать из множества профилей, поставляемых с программой и с разнообразным оборудованием, тот, который необходим для печати тиража в ваших условиях. Например, увидев в имени профиля Light GCR 280 US вы можете сказать, что это профиль стандарта SWOP с низкой генерацией черного методом GCR и предельным количеством краски 280%.