Выбор
гарнитуры в управляющей палитре
Для активизации
управляющей палитры щелкните в любом ее месте мышью или нажмите комбинацию клавиш
<Ctrl>+<'>. Затем щелкните на списке шрифтов. Прокручивая его, выберите
необходимую гарнитуру. Если вы пользуетесь клавиатурой, то активизируйте список
шрифтов клавишей табуляции, а затем начните набирать имя нужной гарнитуры. В
отличие от диалогового окна
Character Specifications
(Параметры шрифта),
в управляющей палитре возможен ввод имени шрифта с клавиатуры. Пока вы набираете
имя, PageMaker подставляет подходящее значение в окно списка. Введя две-три
буквы имени шрифта, вы увидите, что PageMaker уже догадался, какой шрифт вы
имеете в виду, и подставил в окно списка гарнитур требуемое значение. Для того
чтобы ваша установка начала действовать, нажмите клавишу <Enter> или табуляцией
активизируйте другое поле управляющей палитры. Можно также нажать кнопку модификации
(большая квадратная кнопка слева).
Для перехода
обратно к редактированию макета необходимо щелкнуть мышью в любом месте окна
документа.
Выбор
гарнитуры
В какой-то
мере шрифты являются произведением искусства. Поэтому их невозможно абсолютно
строго классифицировать. По начертанию шрифты можно условно разделить на три
большие группы: гарнитуры с засечками (внутри этой группы есть множество подгрупп),
рубленые и декоративные. Кроме того, существует группа символьных шрифтов, предназначенных
для набора специальных знаков. Примеры шрифтов, классифицированных таким образом,
даны в табл. 4.2.
Таблица
4.2.
Простейшая классификация шрифтов
С засечками
|
Рубленый
|
Декоративный
|
||
Times
|
Avantgarde
|
Decor
|
||
Bodoni
|
Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif
|
Dolores
|
||
Souvenir
|
Futura
|
ANNA
|
||
Xenia
|
Hermes
|
Astson
|
||
Lazurski
|
Kabel
|
SASYTEETH |
||
Courier
|
FreeSet
|
Ижица
|
||
Traktir
|
Optima
|
Betina
Scripts
|
||
Засечки (серифы)
— это горизонтальные штрихи, располагающиеся сверху и снизу основного штриха
литеры (см. рис. 4.1). Серифы оттеняют силуэт литеры, делая шрифт более читаемым
и менее суровым, чем рубленый шрифт.
Выбор гарнитуры
— не такое простое дело, как может показаться. Теперь, с развитием технологии
PostScript, существует огромный выбор гарнитур на все случаи жизни, и число
их быстро растет. Дизайнер стал абсолютно свободен в выборе шрифтового оформления
и связан лишь собственным (и клиента) вкусом и здравым смыслом. В такой ситуации
можно подбирать гарнитуры по характеру публикации. Гарнитуры не только должны
соответствовать типу издания, но и должны гармонично сочетаться между собой.
Скажем, для текста детской книжки подойдет шрифт SchoolBook (он хорошо читается),
а для заголовков — Dolores ("веселая" гарнитура). Для финансового
отчета фирмы вы воспользуетесь абсолютно строгим Times в сочетании с несколько
претенциозным Optima. Для туристского рекламного буклета по Москве подойдет
Izhitsa (откровенный псевдорусский шрифт, похож на московский ГУМ) или Slavianic,
а по Петербургу — Academy и Baltica. Описанные примеры представлены на рис.
4.7. Грамотно, со' вкусом выбранное сочетание гарнитур придает даже скромной
публикации профессиональный вид, и наоборот, неподходящие или несовместимые
шрифты вызывают у читателя раздражение.
В издательском
деле существуют неписаные правила выбора гарнитур. В частности, рубленые обычно
используются для заголовков, гарнитуры с засечками — для основного текста. Учтите,
что рубленый текст хуже читается в мелком кегле, чем шрифты с серифами (исключения
составляют такие шрифты, как News Gothics и Franklin Gothics, специально предназначенные
для набора в мелком кегле).
Рис. 4.7.
Примеры выбора гарнитуры в соответствии с содержанием публикации
Для основного
текста следует использовать наиболее читаемый, а именно прямой светлый шрифт.
Заголовок, занимающий менее трех строк, лучше набрать пожирнее, чем основной
текст, если заголовок имеет три и более строки, то он и основной текст могут
быть одинаковой жирности. Гарнитуры заголовка и основного текста должны быть
совместимы, но одинаковых гарнитур одного начертания для текста и заголовка
лучше избегать. Принято, чтобы на каждой странице использовалось не более трех
(а лучше двух) гарнитур. При работе над публикацией не забывайте про главную
цель любого документа — служить средством общения. Перед тем как принимать решение
об окончательном дизайне, сделайте пробный отпечаток одной страницы и попробуйте
прочитать его с расстояния вытянутой руки. Если это сделать трудно, то, возможно,
придется изменить гарнитуры на более читабельные или поработать с интерлиньяжем,
кеглем, трекингом текста. Учтите, что лазерный принтер печатает с разрешением
в 5—10 раз меньшим, чем разрешение фотонабора. Поэтому при печати на принтере
штрихи литер будут гораздо толще, чем на пленках, выводимых на фотонаборном
автомате. Чем меньше разрешение принтера, тем толще будут буквы.
Поскольку фотонаборные аппараты используют язык описания страниц PostScript, для создания макетов, предназначенных к типографской печати, разумно использовать шрифты Туре 1, программы которых также написаны на PostScript. Это сильно снизит вероятность неправильной интерпретации документа на выводе. Того же правила лучше придерживаться и при печати на принтере с модулем PostScript. Если вы верстаете публикации, которые будут распечатываться только на принтере без поддержки PostScript, можно выбрать шрифт любого типа.