Глава3

Основы визуального программирования

Основными терминами визуального программирования, как было сказано выше, являются «объект», «событие», «свойство», которые в любой среде визуальной разработки приложений имеют одинаковый смысл.
Событие - это результат одного или нескольких внешних воздействий. Суть программирования, управляемого событиями, - это обработка событий, для которых требуется реакция приложения. Среда разработки приложения реализует механизм связывания функций приложения с событиями, происходящими в операционной системе. Объекты из библиотеки визуальных компонент, аналогично реальным объектам, имеют свой набор свойств и свое поведение. Это не что иное, как набор откликов на события, происходящие с объектами.
К простейшим событиям можно отнести, например, события, связанные с мышью: одинарный «клик», двойной щелчок мышью, перетаскивание мыши и т. д. Создание приложения состоит из настройки свойств используемых объектов и создания обработчиков событий. События делятся на три основные категории: события мыши, события клавиатуры, системные события. Большая часть кода, которую необходимо написать, состоит из процедур, реализующих реакцию на события.
Объекты — это блоки или фрагменты, из которых «собирается» проектируемое приложение. Среда визуального программирования позволяет увидеть объекты на экране на этапе проектирования приложения, дает возможность настроить объекты, изменяя их расположение, размеры и другие свойства. Форма является «контейнером» объектов, в то же время форма также является объектом. При размещении объекта на форме основные параметры объекта сохраняются в исполняемом программном коде.
Свойства — это совокупность характеристик объекта; обеспечивают возможность реагировать на события. Объекты могут быть визуальными и невизуальными. Все визуальные объекты имеют такие общие свойства, как цвет, шрифт, размеры и положение на экране. Невизуальные объекты становятся невидимыми во время запуска приложения. Изменения значения свойств могут вызвать серьезные изменения внешнего вида или поведения объекта.
Приложения Windows используют методы обработки событий для управления взаимодействием между программой и пользователем. Visual Basic обеспечивает возможность отвечать как на действия пользователя, так и на действия операционной системы. Основным объектом при визуальном программировании являются формы. Форма (form) представляет собой окно, на котором размещаются управляющие элементы. К управляющим элементам относятся:

• командные кнопки (CommandButton);

• метки или надпись (Label);

• текстовые окна или поля (TextBox);

• переключатели или флажки (CheckBox);

• поля выбора, или радиокнопки (OptionsButton);

• простые списки (ListBox);

• комбинированные списки (ComboBox) и др.

Важное место в технологии визуального объектно-ориентированного программирования занимают события. В качестве события могут выступать щелчок кнопкой мыши на объекте, нажатие определенной клавиши, открытие документа и т. д. Откликом на события является процедура, которая создается пользователем. Смысл такой процедуры - выполнение запрограммированных действий: изменение свойств объекта, вызов методов, выполнение вычислений с выводом результата в определенные места приложения и т. д. Например, если пользователь нажимает командную кнопку, то в качестве отклика выполняется некоторая последовательность действий, которые определены в событийной процедуре определенным набором операторов.