ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Примерные экзаменационные вопросы и практические задания по курсу информатики
для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений
Вопросы разработаны Министерством общего и профессионального образования РФ
[50] и отражают материал базового курса, обеспечивающего обязательный общеобразовательный
минимум подготовки школьников по информатике.
Данные вопросы могут быть предложены как после IX, так и после ХI класса в
зависимости от того, в каких классах изучался базовый курс: в VII–IX или в X–XI.
Материал может быть изменен, дополнен другими заданиями, исходя из местных условий.
Возможно разработать свои вопросы с последующим обсуждением и утверждением на
методическом совете. При этом следует сохранить обязательный, базовый объем
материала.
Форма проведения устной аттестации может быть различной: по билетам, в виде
собеседования, зачета и т.п. В экзаменационный материал рекомендуется включать
теоретические вопросы и практические задания.
1.1. Примерные вопросы по информатике
- Информация. Единицы измерения информации.
- Компьютер. Магистрально-модульный принцип построения.
- Процессор (разрядность, адресное пространство).
- Организация оперативной памяти.
- Хранение информации и её носители (гибкие, жёсткие, CD-ROM диски).
- Операционная система (назначение, состав, загрузка).
- Файл (тип, имя, местоположение).
- Текстовый редактор. Назначение и основные функции.
- Графический редактор. Назначение и основные функции.
- Электронные таблицы. Назначение и основные функции.
- Системы управления базами данных (СУБД). Назначение и основные функции.
- Локальные и телекоммуникационные компьютерные сети. Компьютерная почта.
- Информатизация общества. Развитие вычислительной техники.
- Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов.
- Разветвляющийся алгоритм.
- Циклический алгоритм.
- Конструирование алгоритмов методом последовательной детализации. Вспомогательный
алгоритм.
- Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
- Этапы решения задач на компьютере.
- Переменная в программировании: имя и значение.
1.2. Практические задания и задачи
- Создание, редактирование и распечатка текста.
- Создание, редактирование и распечатка рисунка.
- Расчёты в электронных таблицах.
- Поиск и сортировка в базе данных.
- Работа с файлами (копирование, переименование, удаление и т. д.).
- Работа с дисками (форматирование, создание системной дискеты и т. д.).
- Работа с оболочками операционной системы. Поиск файлов.
- Задача на преобразование единиц измерения количества информации.
- Выполнить «вручную» последовательность команд исполнителя типа «робот» или
«черепашка».
- Определить результат выполнения алгоритма по его блок-схеме (записи на алгоритмическом
языке или языке программирования).
- Задача на построение графика функции.
- Задача на обработку символьного массива.
- Задача на заполнение двумерного массива и вывод его на экран.
- Задача на нахождение элементов массива, отвечающих заданному условию.
- Задача на использование подпрограмм.
1.3. Дополнительные вопросы для школ (классов) с углублённым изучением информатики
и программирования
- Технология алгоритмического программирования.
- Технология объектно-ориентированного программирования.
- Технология мультимедиа.
- Глобальная сеть Internet и её возможности.
- Математические модели и вычислительный эксперимент.
- Информационные модели (таблица, дерево, сеть).
- Cистемы счисления (двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, десятичная).
- Двоичное кодирование текста, изображения и звука.
- Базовые логические операции («И», «ИЛИ», «НЕ»).
- Логические функции и их преобразования.
1.4. Практические задания и задачи для школ (классов) с углублённым изучением
информатики и программирования
- Создание программы построения графика функции.
- Создание программы, включающей мультимедиа объекты (звук, изображение и
т.д.)
- Создание программы, моделирующей функционирование системы (физической, биологической,
экономической и т.д.).
- Задача на перевод числа из одной системы счисления в другую.
- Задача на преобразование логических функций.