1. Цель и социальная обусловленность компьютерного обученияНа современном этапе развития общества в различных отраслях народного хозяйства основным объектом труда становится информация. Это нашло отражение в появлении новых понятий: "национальные информационные ресурсы", "новые информационные технологии" и др. Основным инструментом переработки, хранения, передачи информации являются ЭВМ. Информатизация современного общества определяет основной компонент социального заказа: обучить всех членов общества новым информационным технологиям (Информационная технология — это способы функционирования системы материальных и идеальных средств, используемых для переработки, хранения, передачи информации). Его педагогическая интерпретация формулируется как необходимость овладения всеми школьниками компьютерной грамотой. Стандартными требованиями при приеме на работу в развитых странах сегодня являются знание английского языка, наличие водительских прав и умение обращаться с компьютером (ЭВМ). С электронной техникой учат обращаться в школе, продолжают и в вузе. Термин "компьютеризация обучения" трактуется с различных позиций. В широком смысле — это современная тенденция развития дидактики и конкретных методик преподавания. В это понятие включается совокупность разрабатываемых теоретических концепций и технологий компьютерного обучения, проектирования обучающих программ. В узком смысле термин "компьютеризация обучения" понимается как "компьютерное обучение" (КО), т.е. как такая система обучения, одним из средств которой является компьютер (ЭВМ). Основная цель КО — обеспечить формирование компьютерной грамотности учащихся. Под компьютерной грамотностью понимают знания и умения, необходимые каждому в условиях информатизации общества. Существуют неофициальные мировые стандарты, разделяющие людей, умеющих работать с компьютером, на категории: 1) пользователь (user); 2) продвинутый пользователь (advanced user); 3) программист (programmer); 4) системный администратор (system administrator, net managed). Для массовой общеобразовательной школы реально достижимы 3 уровня компьютерной грамотности учащихся: 1) понимание роли и места алгоритмов в решении учебных задач практической деятельности человека, т.е. формирование алгоритмического мышления; 2)овладение умениями общения с персональной ЭВМ (умения вводить данные, пользоваться дисплеем, пультом и т.д.); 3)овладение умением использовать на ЭВМ готовые учебные программы (инструкции, решение конкретных задач, вычисления и т.д.) Умение использовать вычислительную технику в обучении становится одним из профессиональных качеств учителя. Если рассматривать процесс компьютеризации обучения как одну из современных тенденций методики преподавания школьных предметов, то владение методологией принципами и методикой компьютерного обучения является неизменным требованием квалификационной характеристики каждого учителя (а не только преподавателя школьного учебного предмета "Информатика и вычислительная техника"). Понятие "компьютерное обучение" включает в себя совокупность педагогических методов по применению в качестве средств обучения компьютеров и другой электронной техники для передачи и обработки учебной информации. Это также и деятельность по обучению школьников правильному использованию информационных массивов данных, их обработке и анализу посредством ЭВМ. Тем самым четко выделяются два направления, связанные с представлением компьютерной техники как средства и как цели обучающей деятельности учителя и учебной — ученика (схема /)
Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы: цели, задачи, содержание, методы, технологию. Школа должна готовить учащихся к осознанию того, что их будущие профессии так или иначе будут связаны с разработкой, производством и использованием сложной компьютерной техники в ежедневной деятельности и быту. Они должны получить навыки общения с современным персональным компьютером, уметь эффективно его использовать, а также представлять себе область и границы его возможностей. Формирование у школьников компьютерной осведомленности и грамотности, а также компьютерной культуры является общей целью КО.
|
||