Глава 3. Процедуры и функции

Стандартные библиотечные модули

В систему Турбо Паскаль версии 6.0. и старше включены  8 модулей: System, Crt, Dos, Graph, Graph3, Overlay, Printer, Turbo3 и специализированная библиотека Turbo Vision. Модуль System подключается по умолчанию, поэтому в любой программе становятся доступными  все его встроенные процедуры и функции (см главу 1.3.). Остальные модули должны подключаться с помощью зарезервированного слова uses с добавлением имени модуля. Например: uses Crt.

Рассмотрим кратко назначение каждого модуля.

System - сердце Турбо Паскаля. Подпрограммы, содержащиеся в нем, обеспечивают  работу всех остальных модулей системы.

Crt - содержит средства управления дисплеем и клавиатурой компьютера.

Dos - включает средства, позволяющие реализовывать различные функции Dos.

Graph3 - поддерживает использование стандартных графических подпрограмм.

Overlay - содержит средства организации специальных оверлейных программ.

Printer - обеспечивает быстрый доступ к принтеру.

Turbo3 - обеспечивает максимальную совместимость с версией Турбо Паскаль 3.0.

Graph - содержит пакет графических средств.

Turbo Vision - библиотека объектно-ориентированных программ для разработки пользовательских интерфейсов.

            На примере модуля Crt познакомимся поближе с работой  встроенных процедур и функций. Он устанавливает режим работы адаптера дисплея, организует вывод в буфер экрана, регулирует яркость свечения символов и т.д. С момента подключения пользователю доступны все содержащиеся в нем стандартные средства. Рассмотрим некоторые из них.

§        Установка текстового режима

TextMode(Mode:integer);

Значение Mode равно 1 (40 / 25) или 3(80 / 25).

§        Очистка экрана

ClrScr – полностью очищает экран;

ClrEol – стирает все символы в строке, начиная с текущей позиции до конца строки;

§        Управление курсором

GotoXY(x,y) – перемещает курсор в позицию, заданную координатами x, y.

§        Управление цветом

TextColor(Color:byte) - установка цвета выводимых символов;

TextBackGround(Color) – цвет фона.

Чтобы добавить при выводе эффект мерцания, при установке цвета указывается Blink (16).

Пример. Вывести в центре экрана цветными символами слово «Привет» с эффектом мерцания.

Program primer;

Uses crt;

Begin

TextMode(3);

Clrscr;

Gotoxy(36,12);

Textcolor(5+16);

Write(‘Привет’);

End.


<<<Предыдущий урок | К содержанию | Следующий урок>>>