Глава 3. Процедуры и функции

Процедуры

Для использования подпрограммы-процедуры необходимо сначала  описать процедуру, а затем обращаться к ней (обращение к процедуре – отдельный оператор). Описание процедуры включает заголовок (имя) и тело процедуры. Заголовок состоит из зарезервированного слова procedure, имени процедуры и, заключенного в скобки, списка формальных параметров с указанием типа. Название «формальные» эти параметры получили в связи с тем, что в этом списке заданы только имена для обозначения исходных данных и результатов работы процедуры, а при вызове подпрограммы на их место будут поставлены конкретные значения. Тело процедуры – блок, по структуре аналогичный программе.

При создании программ, использующих процедуры, следует учитывать, что все объекты, которые описываются после заголовка в теле процедуры, называются локальными объектами и доступны только  в пределах этой процедуры.

Все объекты, описанные в вызывающей программе, называются глобальными и являются доступными внутри процедур, вызываемых этой программой.

Общий вид описания процедуры:

Procedure <имя> (список формальных параметров, блок описания);

Const …;   ù

                ý блок описания

Var ….;      û 

begin

<операторы>

end;

Пример 1. Вывести по четырем углам экрана свое имя цветными буквами, можно с эффектом мерцания.

Program names;

Uses crt;

Procedure name(x, y, c: byte, );

Begin

Gotoxy (x, y);

Textcolor(c);  {textcolor (c+16);}

Write(‘Имя’);

end;

begin

Clrscr; {очистка экрана}

name (2,2, 14);

name (2, 22, 8);

name (75,2, 3);

name (75, 22, 5);

End.

Пример 2. Найти наибольшее из четырех чисел, используя подпрограмму нахождения наибольшего из двух чисел.

Program max;

Uses crt;

Var a, b, c, d, m, p, q:real;

Procedure Bd(x,y:real, var z: real);

Begin

If x>y then z:=x

           else z:=y;

end;

begin

Clrscr; {очистка экрана}

Write(‘Введите числа’);

Readln(a,b,c,d);

Bd (a, b, p);

Bd (c, d, q);

Bd (p, q, m);

Writeln(‘наибольший элемент’, m:8:3);

End.


<<<Предыдущий урок | К содержанию | Следующий урок>>>