Отладка программы

После того как процесс проектирования формы завершен и программный код написан, необходимо откомпилировать программу. В процессе компиляции следует исправить не только ошибки, но и замечания. Большинство ошибок имеют синтаксический характер. Часто сообщения о такой ошибке возникают еще на стадии написания программного кода. Если ошибка не исправлена пользователем, то текст оператора будет выделен красным цветом.
Если ошибки при компиляции исправлены, то при запуске приложения вовсе необязательно, что не возникнет новых ошибок. Это могут быть логические ошибки. Могут появиться ошибки при определенных данных: деление на 0, переполнение, извлечение квадратного корня из отрицательного числа, отсутствие инициализации в начале вычислений, открытие несуществующего файла и др.
При появлении исключительных ситуаций на этапе выполнения приложений компилятор сообщает об этом пользователю в диалоговом окне (рис. 3.21).

Рис 3.21. Диалоговое окно - сообщение об ошибке на этапе выполнения

При прерывании работы приложения строка будет отмечена желтым цветом, если диалоговое окно будет закрыто при нажатии кнопки Debug - Отладка. Если сообщение об ошибке было закрыто кнопкой End - Закончить, то будет отмечен заголовок процедуры, в которой найдена ошибка.

Пользовательский интерфейс

Понятие пользовательского интерфейса весьма абстрактно. Для программы это набор компонент и процедур, которые доступны пользователю в режиме диалога. Пользовательский интерфейс - это все, с помощью чего программа может общаться с человеком: окошки, кнопки, ярлыки, списки, таблицы. Вид интерфейса определяет удобство работы и потребительское качество программы. В его основу должно быть положено следующее: простота, легкость применения, минимальная психологическая нагрузка, поэтому при разработке программ пользовательскому интерфейсу уделяют повышенное внимание.
В своем развитии пользовательский интерфейс прошел несколько стадий - от форматного вывода на АЦПУ через командные строки и текстовый ввод до современных графических многооконных сред. Массовое развитие технологий мультимедиа позволяет говорить о зарождении пользовательских интерфейсов типа «виртуальная реальность». Создание современного графического интерфейса - сложный процесс, требующий и навыков программиста, и таланта дизайнера.
Интерфейс определяет взаимодействие - взаимодействие с компьютером пользователя. Интерфейс - это внешнее оформление приложения, которое в соединении с управлением доступом позволяет работать с информацией, которую содержит компьютер. Главная цель любого приложения - обеспечить максимальное удобство и эффективность работы с информацией: документами, базами данных и графикой.
Грамотно разработанный интерфейс обеспечивает удобство работы с приложением. Выбор того или иного интерфейса зависит от сложности разрабатываемого приложения, от решаемых задач, от его структуры. При создании интерфейса программы следует стремиться к максимально возможному учету требований дизайна к оформлению экрана. Не только содержание, но и оформление экрана оказывает влияние на восприятие пользователя, его работоспособность и утомляемость, на эффективность применения программы. Для размещения информации на экране компьютера необходимо использовать следующие принципы дизайна:

Принцип пропорции касается соотношения между размерами объектов и их размещения на экране. Принцип пропорции предполагает, что функциональные зоны должны отделяться друг от друга полями или ограничительными линиями; связанные по смыслу зоны должны оформляться одинаково.

Принцип порядка - это организация расположения объектов на экране, которая учитывает движение глаза. Для всех типов сообщений и реакций системы (управляющий интерфейс) необходимо применять постоянные цвета, шрифты и место положения.

Акцент - выделение наиболее важного объекта (сообщение об ошибке, инструкции, правило, формула и т. д.). Такая информация должна быть краткой. Средствами акцентирования являются:

Принцип равновесия рекомендует равномерное распределение по экрану, информация не должна скапливаться на одной части экрана.

Принцип единства - элементы изображения должны быть взаимосвязанными, правильно соотноситься по размеру, форме, цвету. Идентичные данные должны быть представлены однотипно. Впечатление единства группы взаимосвязанных фрагментов на экране создает свободное пространство вокруг.

В целом рекомендуется использовать стандартные решения. Дизайн форм, распределение элементов управления, оформление меню, названия кнопок и т. д. - примеры оформления приложений могут быть из приложений Microsoft Office.