Оглавление

Введение

Сегодня взгляды, вкусы и отношение к событиям, происходящим в мире, формируются у подрастающего поколения под влиянием средств массовой информации и коммуникации. Возникшие благодаря новым технологиям возможности интерпретации аудио- и видеоинформации обостряют проблемы медиаобразования молодежи.

В 70-ые годы в материалах ЮНЕСКО впервые было раскрыто понятие "медиаобразование". Тогда это понятие формулировалось следующим образом: "Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации (СМК), рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как например, математика, физика, география".

Однако сегодня можно утверждать, что наряду с профессиональным медиаобразованием, актуальным, для подготовки специалистов индустрии телевидения и радиовещания, необходимо говорить и об общем медиаобразовании, цели которого должны быть ориентированы на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, которым не придается профессиональная направленность. В силу расширения влияния средств массовой информации медиаобразование сегодня должно быть частью непрерывного образования, от детского сада до вуза. Образование в области масс-медиа выступает сегодня как компонента общекультурной подготовки учащихся в соответствии с социальным заказом современной цивилизации.

Современное медиаобразование призвано развивать критическое мышление, учить восприятию информации, подаваемой с экрана, и обнаружению скрытого смысла сообщений СМК. Медиаобразование призвано готовить подрастающее поколение к жизни в новых информационных условиях, научить его полноценно воспринимать различную информацию, понимать ее, осознавать ее возможные социальные последствия и воздействие на психику человека, овладевать способами общения на основе вербальных и визуальных форм коммуникации.

При этом все направления медиаобразования согласны в необходимости развивать творческие и коммуникативные способности учащихся посредством овладения методами создания и технологиями СМК. Особое значение в медиаобразовании придается практическому освоению новых технических средств, креативному и деятельностному подходам к обучению работе с визуальными образами СМК (концепция "визуальной грамотности"), а также формированию критического мышления (концепция "информационной защиты").

Компьютерная графика и анимация (от англ. animation - оживление, одушевление, в нашей стране больше распространен термин "мультипликация") создается на компьютере при помощи специальных программных средств. Значительная роль, широкие возможности и разнообразие применений компьютерной графики и анимации (КГА) в создании визуального ряда СМК (моделирование, реклама, видеоэффекты в кинофильмах и др.) актуализирует обучение компьютерной анимации именно в целях и в рамках медиаобразования.

Компьютерная графика и анимация сегодня - наиболее мощное средство творческого создания визуального ряда СМК и мощный инструмент визуального мышления. Особенно это касается телевидения, которое, с одной стороны, является сегодня основным массовым средством обучения "визуальной грамотности" и представляет собой широчайшее поле для разнообразного применения КГА. С другой стороны, обучение критическому анализу телевизионной информации - одна из традиционных базовых задач медиаобразования. С точки зрения медиаобразования, свойство компьютерной графики и анимации быть многозначной, необычной и символичной, способность КГА скрывать некие смыслы за иносказательной формой имеет большую дидактическую ценность. С одной стороны, это свойство позволяет развивать творческие способности учащихся в процессе создания КГА, с другой - помогает подвести учащихся к расшифровке скрытого сообщения, содержащегося практически в любом визуальном сообщении СМК.

Зарубежные специалисты в области образования довольно давно столкнулись с тревожным фактом, что школам и вузам не хватает должным образом подготовленных преподавателей новых технологий. В области новых технологий учителя - одни из первых адресатов обучения и пропаганды новых знаний и технологий за рубежом. Французский ученый М.Тарди еще в 1973 году утверждал, что современные учащиеся принадлежат к новой, "иконической", то есть визуальной цивилизации, а преподаватели - к "доиконической". Отсюда беспрецедентная ситуация в педагогике: учителя должны догонять своих учеников. А значит, программы по приобщению к аудиовизуальной культуре должны быть направлены прежде всего на учителя. Такое положение дел в образовании учителей актуализирует необходимость создания современных образовательных технологий и методических пособий для преподавателей.
До сих пор на компьютер смотрели как на друга этой системы, помощника учителя. При этом стоит заметить, что чисто учебное программное обеспечение сегодня настолько ниже по качеству, чем профессиональные пакеты, что зачастую пользоваться учебными программами крайне невыгодно. Такова, в частности, ситуация в сфере компьютерной графики и анимации, что свидетельствует в пользу изучения в школах и вузах именно профессионального программного обеспечения КГА. При этом информационная революция должна скорректировать сегодняшнюю систему образования, привести к пересмотру основ технологии образования, его содержания и методов. Программные средства влияют на средства массовой информации, на возможности познания мира и коммуникации. Как следствие, это должно отразиться на технологии, формах и методах образования. В рамках этой позиции и велась разработка образовательной технологии "Компьютерная анимация как средство медиаобразования".

Под образовательной технологией в данной работе понимается учебно-методический комплекс, состоящий из следующих компонент:

  1. технология построения курсов компьютерной анимации как средства медиаобразования;
  2. цели и содержание курса компьютерной анимации;
  3. методы, средства и организационные формы обучения ;
  4. критерии отбора пакетов КГА, базовых для обучения;
  5. методическое пособие для учителей;
  6. рекомендуемая литература.

В настоящее время в связи с внедрением в образовательную практику средств новых информационных технологий появилась реальная возможность обучить школьников и студентов компьютерной графике и анимации. Однако возможности медиаобразования средствами КГА пока что оказываются нераскрытыми именно в связи с недостаточной разработанностью образовательной технологии, предназначенной для этой цели. Поэтому создание такой технологии, предлагаемое в данной работе, решает существенную часть проблем медиаобразования. Особенное значение эта образовательная технология имеет для становления профессионального образования в области компьютерной графики для телевидения и радиовещания.

В течение пяти лет (с 1992 по 1997 годы) автор данного исследования разрабатывала технологию создания курсов КГА и методику их преподавания в рамках медиаобразования для учащихся различных возрастов (от 7 до 45 лет) и профессиональной ориентации. В числе апробированных за эти годы курсов были общеобразовательные курсы для школы и вуза, дающие представления об истории и теории КГА, ее приложениях в СМК, а также практические навыки по созданию КГА для масс-медиа; профессионально-ориентированные курсы компьютерной графики и рекламы и даже курсы, интегрированные с изучением традиционных и новых учебных дисциплин (иностранный язык, математика, литературное творчество, экология и другие). На основании созданной образовательной технологии я разработала практические и теоретические курсы КГА, создала практикумы по программам компьютерной анимации. Теоретический курс "Компьютерная графика и анимация" посвящен современной технологии и приложениям КГА и базируется на материалах разделов "Искусство" и "Приложения" данного сервера. Поурочный практический курс КГА приведен в этом же разделе сервера, а практикумы на базе Animator Pro и 3D Studio находятся в разделе "Практикумы".

Проведенные мною исследования в области КГА и медиаобразования опирались на следующую последовательность задач разработки образовательной технологии "Компьютерная графика и анимация как средство медиаобразования":

  1. Разработка модели образовательной технологии "Компьютерная анимация как средство медиаобразования" на основании научно-педагогических подходов к созданию этой технологии.
  2. Апробирование различных форм и структур курсов компьютерной анимации с точки зрения достижения общих целей медиаобразования и цели обучения технологии, теории и приложениям двумерной компьютерной анимации.
  3. Апробирование созданной методики обучения, включающей методы обучения теории и технологии компьютерной анимации, изучение затруднений учащихся и нахождение путей преодоления этих затруднений.
  4. Создание методического пособия для преподавателей по методике создания и преподавания курсов компьютерной графики и анимации в рамках медиаобразования.

Это методическое пособие и предлагается вашему вниманию. Данное исследование призвано в соответствии с описанной выше схемой пошагово провести будущего преподавателя КГА от базовых концепций медиаобразования к технологии разработки и преподавания курсов компьютерной графики и анимации.

Часть 1


Copyright (c) Content creation Наталья Петрова, 1997
Copyright (c) Web-дизайн Дмитрий Репkин, 1997