Тема № 2. “Форматирование абзацев и текста”
Вы научитесь:
Запустите редактор Microsoft Word. Создайте новый документ и сохраните его в своей папке. П р и м е ч а н и е. В компьютерных классах все документы следует сохранять на диске C в папке WORK. Если такой папки нет, создайте ее. Войдите в нее. При сохранении дайте файлу документа имя: Служебная.doc (все докуметы, созданные в редакторе Word хранят в файлах с расширением .doc). Этот файл Вам предстоит наполнить текстом, о котором пойдет речь ниже. Установите параметры страницы (меню Файл/Параметры страницы) в соответствии с данными, приведенными в следующем диалоговом окне: Для создания левых и правых отступов абзаца используйте бегунки (маркеры) горизонтальной линейки:
Для перемещения бугунка по линейке наведите на него курсор мыши, нажмите левую ее клавишу и в нажатом состоянии переместите бугунок в требуемое место линейки. Если параметры нового абзаца (положение бугунков) отличаются от предыдущего, то:
Для пропуска пустой строки текста нажимайте клавишу Enter (удаление пустой строки - клавишей Delete). Если, Вы хотите создать нестандартный отступ от предыдущего или следующего абзаца, то выберите в меню Формат строку Абзац и установите отступы (рис. 7). Здесь же можно установить и вертикальные отступы. При этом в окне ввода параметров можно увидеть образец будущего расположения абзаца на странице. Рис. 7. Диалоговое окно Абзац Если нужно чтобы первая строка абзаца начиналась левее нижних строк этого же абзаца, поставьте левый нижний бегунок линейки правее левого верхнего бегунка. Ввод и форматирование текста В качестве примера введите и сохраните текст служебной записки, представленной на рис. 8. Текст записки состоит из четырех абзацев. Правая граница всех абзацев одинакова. Для первого абзаца (обращение к директору школы) оба левых маркера смещены одинаково вправо примерно на середину листа, а текст отформатирован по левому краю (см. рис. 7.а). Фамилия и инициалы выделены курсивом. Рис. 7.а. Панель Форматирование (кнопка Форматирование по левому краю нажата) Для второго абзаца (заголовок) оба левых маркера установлены одинаково по крайней левой границе текстовой части листа. Заголовок имеет шрифт размера 16 и полужирное начертание. Абзац отформатирован по центру. В третьем абзаце (основной текст) верхний маркер абзаца сдвинут вправо на 1 см относительно маркера левой границы, а текст отформатирован по ширине. В последнем абзаце (подпись) маркеры и форматирование выполнено так же, как во втором абзаце. Основной текст набран шрифтом размера 14. Весь текст написан шрифтом Times New Roman. Вставка пустых строк получена дополнительным нажатием клавиши Enter.
Рис. 8. Текст служебной записки Для того, чтобы во время набора текста оба окна (Internet-броузера и программы Word) были видны на экране монитора одновременно, проделайте следующие манипуляции:
растяните их по горизонтали и сожмите по вертикали, поднимите окно броузера вверх, окно программы Word опустите вниз. Теперь окна должны выглядеть на экране примерно так, как показано на рис. 8.а. Рис. 8.а. Окно броузера Internet Explorer и окно Word одновременно видны на экране монитора После набора текста нажмите ту кнопку, которой раскрывали окна обеих программ, и распахните их во весь экран. Обрамление текста рамкой Часто в документе Word нужно выделить один или несколько абзацев рамкой. Воспользуемся уже подготовленным текстом служебной записки. Для обрамления абзаца рамкой щелкните на нем, далее на панели Форматирование нажмите указатель справа от кнопки Внешние границы и в открывшемся меню границ щелкните на сплошной рамке (для отмены нужно щелкнуть на той же рамке). На рис. 8.б показан обрамленный рамкой абзац и фрагмент горизонтальной линейки (над текстом). Ширина рамки совпадает с шириной абзаца (см. положение бегунков на линейке). Рис. 8.б. Обрамление абзаца рамкой Чтобы изменить ширину рамки передвиньте мышью нижние бегунки горизонтальной линейки. На рис.8.в показан пример уменьшенной рамки (обратите внимание на положение бегунков на линейке). Рис. 8.в. Изменение ширины рамки Чтобы изменить тип, цвет или ширину рамки установите клавиатурный курсор внутрь рамки. В меню Формат выберите Границы и заливка. В выпавшем диалоговом окне на закладке Граница (см. рис. 8 в) выберите желаемые параметры рамки, например, как показано на рис. 8. г. Рис. 8.г. Выбор типа, цвета и ширины рамки Теперь абзац примет вид, показанный на рис. 8. д. Рис. 8.д. Параметры рамки изменены в соответствии с рис. 8.г Для обрамления нескольких абзацев рамкой следует их выделить и выполнить вышеописанные манипуляции. Установка фона абзаца Д ля того чтобы установить фон абзаца в меню Формат щелкниете по строке Границы и Заливка, в выпавшем диалоговом окне выберите на вкладке Заливка (рис. 9) требуемый фон. Например, можно выбрать фон заливки Серый 12,5 %.Если абзац обрамлен рамкой, то на вкладке Граница можно выбрать Тип границы.Рис. 9. Окно Границы и заливка. Вкладка Заливка Теперь абзац примет вид, показанный на рис. 9.а. Рис. 9.а. Выбор заливки абзаца Копирование формата Если текст изобилует абзацами различных размеров и форматов, то новый абзац можно начать так:
Аналогичным образом можно скопировать формат любого абзаца или его части на другой ранее созданный абзац или его часть. Если необходимо выполнить многократное копирование формата абзаца на другие абзацы, то щелкните по кнопке Копировать формат дважды, затем выполните копирование формата на эти абзацы. Отмена режима копирования формата производится нажатем той же кнопки Копировать формат. Создание списка перечислений Для создания списка перечислений:
Поставьте курсор в конец текста служебной записки, несколько раз нажмите клавишу Enter для создания пустых строк (если пустых строк оказалось слишком много, поставьте курсор в верхнюю лишнюю строку и нужное количество раз нажмите клавишу Delete) . Ниже текста служебной записки создайте список перечислений из 5 - 10 фамилий студентов Вашей группы. Пример списка с фрагментом окна Word показан на рис. 10. Обратите внимание на положение бегунков на горизонтальной линейке, на состояние панели Форматирование (в верхней части рисунка). Оно соответствует абзацу с одной из фамилий списка (на нем находится клавиатурный курсор). Обратите также внимание, что после слова СПИСОК сделан нестандартный отступ интервалом в 6 пт (пунктов) (см. рис. 7 и пояснение к меню Формат/Абзац (Вы можете щелкнуть по этой гиперссылке для быстрого перехода к рис.7. Для возврата в это место щелкните по кнопке Назад на панели броузера)). Рис. 10. Пример списка перечислений (нумерованного списка) Для того, чтобы проверить как работает функция Копирование формата, щелкните на кнопке Маркеры (панель Форматирование), затем - по первой фамилии списка. Теперь номер должен замениться на декоративный значок. Если Вам не нравится вид декоративного значка, выберите другой значок в меню Формат/Список. Если первая фамилия сместилась, установите клавиатурный курсор на этот абзац (щелчком или с клавиатуры), затем передвиньте на горизонтальной линейке бегунок в виде прямоугольника так, чтобы абзац с первой фамилией сместился немного правее исходного состояния, как показано на рис. 10.а.
Дважды щелкните по кнопке Копировать формат (теперь курсор мыши должен принять вид кисти). Далее последовательно щелкните по всем остальным фамилиям. Теперь весь список будет иметь формат абзаца с первой фамилией списка (рис. 10.б). Сохраните файл и закройте обе программы (Word и Internet-броузер). |